Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Неприятный оборот. Штрафы за обман потребителей предлагают увеличить



Штрафы для производителей, предприятий торговли и авиаперевозчиков за нарушения прав граждан в России могут вырасти. С предложением отойти от фиксированных сумм и сделать штрафы оборотными, то есть зависящими от выручки компании, к Роспотребнадзору обратилась Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Как пишет газета «Известия», конфедерация ведет речь о предоставлении недостоверных сведений, навязывании услуг и прямом обмане покупателей. Сейчас за подобные нарушения компании должны выплачивать от 20 до 50 тысяч рублей, что в КонфОП считают недостаточным.

Предложения конфедерации касаются нарушений, прописанных в статьях главы 14 Кодекса об административных правонарушениях. Эти нарушения включают в себя обман, оказание недобросовестных услуг, их навязывание, предоставление заведомо ложной информации и т.д. По мнению конфедерации, если нарушение допускается повторно, компании следует штрафовать с оборота, и размер штрафов может колебаться от 1 до 5%. При этом взысканные средства предлагается направлять в бюджет, а не самим гражданам, уточнил в беседе с журналистами председатель правления КонфОП Дмитрий Янин.

Пока в России оборотные штрафы фигурируют только в антимонопольном законодательстве, однако в развитых странах делах обстоят иначе. России эту практику также следует расширить, так как нарушения затрагивают миллионы граждан, а наказания за них остаются чисто почти условными, считают в КонфОП. По словам Янина, соответствующее предложение обсуждали в конце июня на консультативном Совете по защите прав потребителей, во главе которого стоит руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

Как иллюстрацию нарушений прав потребителей Янин приводил тот факт, что, покупая возвратные билеты, граждане не всегда могут вернуть их и получить деньги, поскольку время возврата жестко регламентировано перевозчиками. Он также указал на недобросовестность в торговле, когда цены на продукцию устанавливают в зависимости от обеспеченности региона. Все это позволяет компаниям получать немалую выгоду, и оборотные штрафы могут стать для них адекватным наказанием, убежден глава КонфОП. По его словам, руководитель Роспотребнадзора согласилась с предложением повышать штрафы, но деталей не уточнила.

Роспотребнадзор одобрил идею повысить штрафы за нарушение прав потребителей, подтвердил председатель Союза потребителей Петр Шелищ. Он полагает, что оборотные штрафы окажутся весьма заметными для компаний. Однако Шелищ опасается, что те будут стремиться переложить расходы на потребителей, и находит это крайне нежелательным.

Увеличение штрафов повредит компаниям и предпринимателям, предоставляющим гражданам товары и услуги, уверен заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Он не считает действующие штрафы номинальными – так как, например, за введение в заблуждение по поводу свойств или качеств товара штрафуют на сумму до полумиллиона рублей. Эксперт напомнил, что в ходе пандемии коронавируса многие предприятия и предприниматели понесли большие убытки, и заключил, что оборотные штрафы грозят им банкротством.

Против предложения ввести штрафы с выручки выступил и председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Реализация идеи грозит разорением авиакомпаний, у которых прибыльность может составлять 3–5%, указал он. Зотов отметил, что «очень часто нарушение прав потребителей происходит по объективным причинам» – из-за непогоды, необходимости замены рейса и т.д.

Многие компании не соблюдают закон потому, что штрафы невысоки, полагает глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Но оборотные штрафы слишком масштабны, убежден он: так как норма прибыльности в торговле – 3-4%, после выплаты штрафа средств на то, чтобы работать дальше, не хватит.

На компании сильнее повлияет не размер штрафа, а неотвратимость наказания, а большие штрафы приведут только к росту числе недобросовестных, вымогательских претензий к компаниям, заявил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.

Увеличивать штрафы нет смысла – ранее этот метод применялся, но положения потребителей не изменил, напомнил журналистам «Давыдов. Индекс» Александр Хуруджи, предприниматель, правозащитник, (г. Москва).

«Можно согласиться с тезисом, что права потребителей нарушают, причем некоторые компании, особенно крупные, делают это сознательно, понимая, какую незначительную санкцию понесут. Но есть плюс: такие штрафы идут в казну, а не в карман проверяющему. Если штрафы сделать оборотными, как предлагается, возрастет уровень низовой коррупции, от проверяющих будут откупаться», – сказал он.

Эксперт Александр Хуруджи (предприниматель, правозащитник, Москва) комментирует:

Тактика увеличения штрафов не помогла улучшить положение потребителей ранее, почему она поможет сейчас? Когда звучат предложения, как последние, от одного из объединений потребителей в преддверии выборов, складывается ощущение — готовят почву.

Можно согласиться с тезисом, что права потребителей нарушают, причем некоторые компании, особенно крупные, делают это сознательно, понимая, какую незначительную санкцию понесут. Но есть плюс: такие штрафы идут в казну, а не в карман проверяющему. Если штрафы сделать оборотными, как предлагается, возрастет уровень низовой коррупции, от проверяющих будут откупаться.

Вся сложность с поиском баланса интересов потребителей и бизнеса в нашей стране про то, как собрать штрафы существующими силами контрольных ведомств, чтобы деньги попали в бюджет, а не разошлись по карманам проверяющих.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment