Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Морской мусор. Судовладельцев приучат к утилизации затонувших судов



Россия присоединяется к Найробийской конвенции об удалении затонувших судов – как пишет газета «Коммерсантъ», соответствующий законопроект уже одобрен правительством РФ. Документ делает обязательным страхование судовладельцев и обязывает компании отвечать за затопленное имущество. После принятия законопроекта для морских судовладельцев страховка не изменится, а вот речники могут оказаться перед необходимостью дополнительных затрат, отметили опрошенные журналистами издания.

Найробийская конвенция – международный морской договор, определяющий ответственность и объем возмещения по обязательному страхованию для государств-участников. По ней с 14 апреля 2015 года для заходов судов валовой вместимостью свыше 300 тонн в порты и территориальные воды стран-участников конвенции нужен сертификат, подтверждающий покрытие расходов по удалению затонувших судов. Конвенция предполагает, что ее участники будут оказывать друг другу содействие.

Одобренный российским кабмином законопроект предусматривает, что владелец не только обязан сообщать о крушении судна и опасности груза, но и отвечать за подъем утонувших кораблей, уточнил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. На заседании правительства РФ 8 июля он отметил, что присоединение России к конвенции будет способствовать цивилизованному решению вопроса о затонувших судах, передавало информационное агентство ТАСС.

Мишутин при этом подчеркнул, что, в соответствии с документом, судовладелец должен оформить страховку или предоставить другое финансовое обеспечение своей ответственности. По его словам, автовладельцы уже привыкли к мысли о необходимости утилизации старых машин, а теперь этому следует приучать и судовладельцев – «чтобы старые корабли и баржи не оставляли вдоль берегов, их ржавые остовы не портили пейзаж, не затрудняли перевозку людей и грузов и не наносили вред окружающей среде».

Действие конвенции будет распространяться не только на экономическую зону, но и на территориальное море, обращает внимание «Коммерсантъ». Однако Россия, по-видимому, не будет признавать положения, касающиеся разрешения споров на Международном трибунале по морскому праву – поскольку провозгласила приоритет своей Конституции перед международным правом. Впрочем, как напомнили журналистам издания эксперты, тот же подход выбрал Китай.

Законопроект поступит в Государственную Думу в установленном порядке, заверили журналистов в правительстве. После принятия закона российский посол обратится в Международную морскую организацию, подаст документы о ратификации, и вскоре конвенция вступит в силу, объяснил изданию его источник.

Вопрос очистки морей от затонувших судов обсуждается в мире давно. В России больше всего проблем с этим на Дальнем Востоке, где известно о более чем 500 затонувших судах. На очистку морей и ликвидацию накопленных свалок в регионе вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании с руководителями регионов этого округа пообещала направить 20 миллиардов рублей, передает «Российская газета».

Виц-премьер поручила определить места, требующие срочного вмешательства, и создать единую базу затопленных судов и кораблей. Процесс инвентаризации и утилизации судов уже идет в Магаданской области и на Камчатке.

Иск о возмещении расходов по утилизации затонувшего судна можно предъявить страховщику, что особенно эффективно, если судно было единственным активом судовладельца. Такое мнение высказал в беседе с журналистами «Коммерсанта» управляющий партнер юридической фирмы Navicus.Law, президент Ассоциации морского права (RUMLA) Константин Краснокутский. По его словам, затраты на сертификат для конвенции обычно покрываются в рамках страхования ответственности судовладельцев.

У владельцев речных судов ситуация иная, указала генеральный директор страхового брокера Marinsur и страхового агентства L’logic Ольга Лазовская. Риски на реках куда ниже, чем на море, так что у речников лимиты страхования ответственности судовладельцев невысоки. При этом устьевые порты, по российскому законодательству, имеют статус морских, а значит, подчиняются всем международным морским конвенциям. Если на этот счет не пропишут исключений, речникам придется докупать страхование по Найробийской конвенции, и эти затраты могут оказаться для них весьма ощутимыми.

Эксперт Дмитрий Лисицын (руководитель сахалинской общественной организации «Эковахта Сахалина», г. Южно-Сахалинск) комментирует:

Это решение можно только горячо поприветствовать. Проблема удаления затонувших судов – очень актуальная тема для морских регионов, особенно для Дальнего Востока. Сахалинская область – это особенный случай, потому что у нас очень много затопленных судов. Однако во всей этой истории есть очень много нюансов.

Не совсем понятно, какой именно законопроект будет вноситься в Госдуму, что будет в основе его содержания. Либо это будет просто ратификация конвенции, тогда это замечательно, но все равно этого недостаточно. Чтобы вводить обязательства из данной конвенции, необходимо вносить изменения в комплекс российского законодательства, в первую очередь, в «Кодекс торгового мореплавания РФ». Очень важно, чтобы предлагаемый механизм покрывал все случаи и все варианты развития событий, учитывал все варианты поиска потенциальных виновников затонувших судов.

В российском законодательстве уже есть прецедент, когда финансовая ответственность за загрязнение моря нефтью не распространяется на мелкие суда, и это создает огромную проблему. Ярким примером стала история аварии при посадке на мель танкера «Надежда» у берегов юго-западного Сахалина в ноябре 2015 года. Когда огромный участок побережья был залит тяжелым мазутом, вылилось много дизельного топлива, погибло большое количество морских птиц. Как раз это был тот случай, когда само судно было небольшим, и оно не попадало под требования обеспечения финансовой ответственности.

Есть ровно такое же законодательное требование при загрязнении нефтью, но оно также включает в себя либо страховое покрытие, либо финансовое обеспечение в виде залога. И это стало большой проблемой, в первую очередь для Сахалинской области, потому что не только убирать загрязнения, но и само судно пришлось в значительной степени за счет бюджета области.

В этой связи максимально важно проработать все вопросы, касающиеся удаления затонувших судов для того, чтобы не осталось пробелов, в частности, по финансовой ответственности при загрязнении моря нефтью. На сегодняшний день этот пробел все еще не устранен, несмотря на то, что наша организация подготовила обширный доклад на данную тему, используя аварию танкера «Надежда» в качестве примера. Сахалинская областная дума полностью поддержала нас, направила ряд обращений, приняла постановление на этот счет, но воз и ныне там. Дело в том, что федеральные ведомства, и в первую очередь Министерство транспорта, практически отделалось отписками. А таких танкеров на Дальнем Востоке несколько десятков и каждый из них является потенциальным загрязнителем.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments