Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Выборы-2021. Как поделить мандаты



Российские политические партии вслед за «Единой Россией» на этой неделе проведут свои предвыборные съезды, на которых представят кандидатов на выборы в Госдуму. Ожидается, что в ходе нынешней избирательной кампании поменяются не только фамилии в списках, но и компоновка региональных групп.

Для того, чтобы определить, кто из кандидатов получит заветный мандат, 225 списочных мест распределяют пропорционально между партиями, перешагнувшими 5-процентный барьер – причем, учитываются не проценты, а абсолютное число голосов, напоминает «Коммерсантъ». Для этого учитывается средняя «цена» мандата. На прошлых выборах в Госдуму в 2016 году она составляла 203 тыс. голосов при явке 47,9%. Места в парламенте получали сначала представители федеральной части списка каждой из партий, а затем из региональных групп.

Ключевые изменения в этом году у партий произойдет в структуре формирования региональных групп. У «Единой России» в 2016 году было 15 «одиночных» групп (1 группа = 1 регион). Среди них, например, были крупнейшие по численности населения регионы – Москва, Подмосковье и Краснодарский край. Кроме того, 21 группа была составной. Лидером по числу депутатских кресел тогда стал список в составе Волгоградской, Пензенской, Саратовской и Тамбовской областей, которую возглавлял будущий спикер Госдумы Вячеслав Володин.

В этом же году у партии власти будет 57 групп, большинство из которых будут одиночными и только 18 – составными. При этом, на нынешних выборах вновь будет сделан упор на губернаторов-«паровозов»: если в 2016 году их было 19 человек, в 2021 – 48. Из них 43 человека возглавят региональные группы. По данным «Коммерсанта», собственный региональный список и губернатора-лидера во главе получат практически все регионы европейской России, за исключением областей, подконтрольных губернаторам-оппозиционерам — их объединят с соседями. При этом, упор будет делать на губернаторов «новой волны», позитивный рейтинг которых зачастую выше, чем у «старожилов».

Эксперты издания отмечают, что «Единой России» выгодно разбить на большее количество групп, так как фактор внутренней конкуренции будет стимулировать на максимальный результат. Кроме того, стратегия «1 регион – 1 губернатор» поможет мобилизовать не только электоральный, но и административный ресурс, так как ответственность губернатора коррелируется с его возможностями.

В отличие от «единороссов», объединенная «Справедливая Россия – Париоты – За правду» (СРЗП), наоборот, собирается сократить количество региональных групп, укрупнив их. Как рассказал главы избирательного штаба партии Валерий Гартунг, вместо 50 ранее созданных групп, останется чуть больше минимально допустимых 35. При этом, укрупнять будут и без того большие группы, которые уже приносили мандаты на прошлых думских выборах. В частности, Алтайский край дополнят Новосибирской областью, Свердловская область прирастет Пермским краем, а Астраханская область — Волгоградской.

Идею об укрупнении Валерий Гартунг объясняет не формированием заведомо проходных мест, а усилением конкуренции. По замыслу партии, крупнейшие списки будут бороться за два кресла в новом составе Госдумы.

В то же время политологи считают, что укрупнение списков для парламентской оппозиции окажет, скорее, негативное влияние, так как снижает управляемость списком и демотивирует региональных кандидатов. Также эксперты отмечают, что роль региональных список у СРЗП сильно обесценится, если партия заполнит в общефедеральной части списка все допустимые законом 15 мест — тогда на регионы тогда почти не останется мандатов.

У КПРФ, скорее всего, изменения в нарезке групп будет минимальной. Источники «Коммерсанта» сообщают, что в региональных группах могут развести Татарстан и Ульяновскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Краснодарский край и Адыгею. При этом, большинство «проходных» списков останутся в границах 2016 года, а количество групп останется тем же, что и пять лет назад 36 – 39 штук.

Что касается ЛДПР, то партия допускает уменьшение количества групп за счет их укрупнения, однако конкретная конфигурация пока не раскрывается. С учетом того что партия может пойти на расширение общефедеральной части списка до 15 человек, «проходные» группы для нее пока выглядят неочевидными, отмечают эксперты.

Надеются преодолеть 5-процентный барьер на выборах в Госдумы и некоторые непарламентские партии, в частности – «Новые люди» и «Партия пенсионеров». Если им это удастся, то доли парламентских партий пропорционально сократятся, а компоновка региональных групп будет иметь еще более существенное значение. Точные конфигурацию групп партии пока не раскрывают.

Эксперт Александр Андони (политолог, ведущий эксперт Агентства политических коммуникаций, г. Владивосток) комментирует:

Прежде, чем отвечать на вопрос значимости нарезки для той или иной партии, нужно понять, на что будет сделан основной акцент в рамках избирательной кампании той или иной партии, а точнее — кто будет отвечать за результат.

В рамках стратегии «Единой России» все предельно понятно. Губернаторы, возглавившие регсписки, возьмут ответственность на себя. Там, где губернатор не будет во главе регсписка, результат будет зависеть от федеральной части списка и/или от сильных одномандатников на территории.

Простота такой конфигурации кажущаяся. Она несет в себе множество рисков из-за неуправляемости, зависимости от профессиональных качеств организаторов выборов на местах и высокой цены ошибки. Для оставшихся трех партий парламентского пула стратегия ЕР могла бы быть ориентиром, если бы перед ними стояла задача победить – но такой задачи нет.

Поэтому федеральные части их (партий) списков при любой компоновке не смогут гарантировать результата из-за усталости избирателей от персоналий в этих списках. Исключением может казаться партия «Справедливая Россия – За Правду», но избирательный потенциал Захара Прилепина и других – это загадка.

Что касается реггрупп парламентской оппозиции, их нарезки, компоновки и стратегии – это скорее вопрос внутрипартийных договоренностей, нежели итогового результата. Попадание иных партий в состав Госдумы восьмого созыва зависит скорее от убедительности федеральной избирательной кампании данных партий и креативности работы одномандатников, чем от нарезки региональных групп.
Tags: выборы, партии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments