Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Доля новичка. 60% участников госзакупок выигрывают тендеры в первый год



В 2020 году сумма контрактов по госзакупкам выросла в сравнении с 2019 годом на 0,6 триллиона рублей и достигла  8,9 триллиона. Такие данные приводятся в отчете Tinkoff Data, пишет газета «Известия». Исследование Tinkoff Data также показало: почти 60% компаний и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Единой информационной системе в сфере госзакупок менее года, смогли выиграть тендеры.

Кстати, хотя общая сумма контрактов по гозакупкам выросла, число заключенных контрактов по ним в год, когда началась пандемия коронавируса и возник экономический кризис, снизилось с 3,6 миллиона (показатель 2019 года) до 3,4 миллиона. Эти сведения указывает Tinkoff Data (правда, учитывались только тендеры по федеральному закону №44). На их основании и анализировался опыт участия в гостендерах компаний, недавно зарегистрированных в Единой информационной системе. И оказалось, что среди новых участников госзакупок в 2020 году получили заказ 59,6%.

Кстати, в 2019 году выиграть тендеры смогли 67,9% новых участников госзакупок.

Интересно, что четверть участников выигрывают первые госконтракты в первый же месяц после регистрации в ЕИС, показало исследование. В основном это контракты на сумму до 400 тысяч рублей, а закупали в последние годы у новичков чаще всего медоборудование и инструменты, компьютеры и связанную с ними технику, лекарства и материалы. Эти товары и стали самыми востребованными во время пандемии для лечения граждан и организации дистанционной работы, напомнил журналистам первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Пандемия вызвала рост госрасходов на здравоохранение и социальную сферу на 71% (830 миллиардов рублей) и 24% (636 миллиардов рублей) соответственно, рассказал управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. По его словам, общая сумма прироста таких расходов российских регионов в основном была оплачена из федерального бюджета. С этим и связан рост объемов госзакупок при снижения числа контрактов, добавил эксперт.

Сфера госзакупок является достаточно закрытой: компании необходимо выделить участие в ней как отдельную задачу, требующую денег и организационных ресурсов, отметил член генерального совета «Деловой России» Виталий Арбузов. Он признал, что для частного бизнеса столь большая концентрация усилий на одном направлении несет в себе риски. И все же эта сфера может дать бизнесу стабильный доход.

Для любого бизнеса вообще выгодно напрямую работать на государство, так как у него наибольшие бюджеты на товары и услуги, пояснил представитель «Тинькофф Бизнеса» Павел Стоянов.

В Минфине «Известиям» сообщили, что ведомство оптимизирует закон о госзакупках, чтобы дать потенциальным исполнителям мотивацию для участия в них.

Между тем опрошенные «Давыдов. Индекс» эксперты полагают, что ныне действующее законодательство в этой сфере оставляет много возможностей для противоправной деятельности в госзакупках. «Например, среди так называемых новичков наверняка есть фирмы-однодневки, представляющие интересы либо крупного бизнеса, либо криминала. Должный контроль над репутацией таких фирм отсутствует», – так аргументировал вою позицию Владимир Норин, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права.

«Не проще ли со стороны государства отказаться от госзакупок и ввести такой инструмент для распределения государственных финансов и государственных ресурсов, как индикативное планирование? При этом государством на основе заявок предприятий и организаций с государственной формой собственности подаются в Министерство экономического развития заявки, а Министерство под эти заявки выделяет средства и ресурсы, – размышлял он. – В любом случае, закон несовершенен и требует серьезной доработки».

Эксперт Владимир Норин (кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права) комментирует:

Я согласен с мнением Валентины Матвиенко относительно данного закона. Закон принят в первую очередь для экономии государственных средств, а во вторых, с целью искоренения коррупции в государственных и муниципальных органах. Однако, хотели как лучше, а получилось как всегда. Закон оставляет значительное поле для противоправной деятельности в сфере госзакупок. Например, среди так называемых новичков наверняка есть фирмы-однодневки, представляющие интересы либо крупного бизнеса, либо криминала. Должный контроль за репутацией таких фирм отсутствует.

Не проще ли со стороны государства отказаться от госзакупок и ввести такой инструмент для распределения государственных финансов и государственных ресурсов, как индикативное планирование? Когда государством на основе заявок предприятий и организаций с государственной формой собственности подаются в Министерство экономического развития заявки, а министерство под эти заявки выделяет средства и ресурсы. В любом случае, закон несовершенен и требует серьезной доработки.
Tags: госзакупки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments