Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

ЖКХ, туризм, дороги. На что регионам могут дать новые кредиты



Около половины российских регионов могут рассчитывать на получение из федерального бюджета кредитов на развитие инфраструктуры, считают опрошенные журналистами газеты «Известия» эксперты. Главы регионов начали предлагать инициативы в дополнение к перечисленным президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Инвестировать будут прежде всего в привлекательные для бизнеса сферы, указали аналитики.

Ускорение региональных экономик стало одной из ключевых тем послания, которое Путин огласил 21 апреля 2021 года. Он, в частности, предложил заменить часть коммерческого долга регионов бюджетным, чтобы доля коммерческого не превышала четверти от собственных доходов региона. Президент также заявил, что регионы смогут претендовать на кредиты по ставке не выше 3% годовых на 15 лет под конкретные проекты – в первую очередь в сфере дорожного строительства, развития городского транспорта, туризма и ЖКХ. В качестве примера он указал проект прокладки участка Северного широтного хода в ЯНАО, развитие метро в Челябинске, Красноярске, Нижнем Новгороде.

Предполагается, что до 2023 года на такие кредиты из федерального бюджета выделят до 500 миллиардов рублей. Распределять их будут с учетом финансовой ситуации регионов: чем меньше долгов у субъекта Федерации, тем больше он может получить.

Число регионов, которые могут рассчитывать на получение таких кредитов, будет зависеть от конкретных требований властей. Если допустимым будет считаться соотношение их госдолга к собственным доходам на уровне менее 50%, то в такую категорию попадают 46 регионов, а если на уровне менее 30%, то уже только 28, пояснила газете первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова.

У Ленинградской области есть свыше двух десятков проектов, под которые можно было бы просить такой кредит, отмечал губернатор региона Александра Дрозденко. В их числе – два моста через Волхов и через Свирь, развязка в районе Кудрово, а также развитие портовых комплексов Усть-Луга и Приморск и скоростного сообщения Санкт-Петербург – Москва. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин назвал новый вид кредитов эффективным инструментом, который позволит региону комплексно реализовывать отраслевые программы в сферах ЖКХ, дорожного хозяйства, туризма и т.д. Губернатор Московской области Андрей Воробьев указал, что новый вид кредитов позволит освободить ресурсы на благоустройство.

Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль сообщил, что область вместе с «Дом.РФ» уже реализует проект с привлечением средств через механизм инфраструктурных облигаций. Таким образом регион планирует получить в этом году займы на 5 миллиардов рублей на строительство школ, детских садов и инженерной инфраструктуры минимум в трех проектах; планируются займы и на реконструкцию очистных сооружений Челябинска.

Как крайне интересный для республики инструмент разгона региональных экономик расценил новый вид кредитов регионам первый заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Рустам Муратов. По его словам, республика намерена проработать возможность использования таких кредитов для инфраструктурного развития Зауралья и северо-восточных районов, города Агидель, геопарков, промышленных и индустриальных парков, туристических объектов, а также для создания особых экономических зон и крупных инвестпроектов. Не исключено, что инструмент будет использован и для решения инженерных и транспортных вопросов по комплексной застройке территории республики и повышения комфорта имеющегося жилья.

Если просто поделить запланированные 500 миллиардов рублей на число регионов, у которых банковский долг уже не выше 25% собственных доходов, то каждый из них сможет претендовать на кредит в 8 миллиардов рублей, указала руководитель группы региональных рейтингов агентства АКРА Елена Анисимова. По ее оценке, этого может хватить на решение локальной проблемы, а с учетом синергетического эффекта подобные кредиты могут стимулировать развитие если не региона, то хотя бы ряда его муниципальных образований.

Регионы будут нацеливаться прежде всего на те проекты, которые обеспечат наиболее высокие налоговые потоки, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Он объяснил свой вывод тем, что кредиты будут возвратными, а значит, потребуется осуществлять в первую очередь коммерчески интересные проекты, где можно использовать государственно-частного партнерство и концессии. По его представлениям, такими особенностями обладают проекты в сферах туризма и ЖКХ.

В среднем по России на 1 апреля 2021 года отношение совокупного коммерческого долга к собственным доходам регионов составляет около 26%, но в конкретных субъектах Федерации оно может быть и много выше, пояснил «Известиям» ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков. Больше всего закредитованность у Мордовии (78,1%), Псковской области (69,7%), Удмуртии (68,7%), Калмыкии (61,2%) и Хабаровском крае (48,4%).

По расчетам АКРА, на конец 2020 года в стране было всего 19 регионов с долей коммерческого долга свыше 25%. Однако в этот долг могут включить выпущенные субъектами Федерации облигации. Тогда регионов с уровнем долга выше указанного президентом будет 34, а на их рефинансирование до уровня в 25% потребуется 340 миллиардов рублей, констатировала Елена Анисимова.
Tags: ЖКХ, дороги, туризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments