Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Хронические убытки. Институты развития СКФО признали неэффективными



Институты развития Северо-Кавказского федерального округа оказались неэффективны и требует перезагрузки. К такому выводу пришла Счетная палата после проверки работы корпораций, финансируемых в рамках госпрограммы по развитию СКФО. Аудиторы установили, что акционерные общества «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК) не приносят прибыли и не выполняют стратегических задач, сообщает информационное агентство РБК.

Проверке также подверглась работа корпораций развития Дагестана, Чечни, Ингушетии и других северокавказских республик, ставропольского Агентства инвестиционного развития, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и Министерства по делам Северного Кавказа (упразднено в январе 2020 года) за 2014-ноябрь 2020 года. О результатах проверки доложено президенту РФ Владимиру Путину.

Институты развития Северного Кавказа не сумели добиться роста производительности региона и даже отдельных его отраслей, отметила аудитор СП Светлана Орлова. Проверка показала, что под влиянием этих институтов темпы роста реального валового регионального продукта (ВРП) Северного Кавказа даже замедлились (на 2,6% в среднем за год). Так что институты развития «по крайней мере, не помогают в ускорении социально-экономического развития» макрорегиона, отметили в СП.

В 2020 году на деятельности институтов сказалась пандемия коронавируса, указали аудиторы. В то же время они подчеркнули, что и стратегические цели корпорациями не достигнуты. Аудиторы особо выделили отказ от создания инновационного медицинского кластера, который планировали сформировать на основе курорта в Кавказских Минеральных Водах. Кластер был призван восполнить дефицит высокотехнологичной медпомощи в макрорегионе. На разработку проекта федеральный бюджет выделил около 2 миллиардов рублей, но не была подготовлена даже проектно-сметная документация (хотя на нее ушло около 90 миллионов).

Особые экономические зоны на Северном Кавказе также не оправдали себя, отметили в Счетной палате. Их резидентам удалось привлечь только 2,4 миллиарда рублей инвестиций на 1 сентября 2020 года, что не достигает и 10% от заявленного объема. Проверкой установлено, что 36 резидентов, зарегистрировавшихся в этих зонах, создали лишь 770 рабочих мест.

Институты развития макрорегиона, по данным СП, с 2010 года получили из федерального бюджета 73 миллиарда рублей, но расходовали средства неэкономно и стабильно показывали убытки. Аудиторы обратили внимание на высокие заработные платы в рамках организаций и недостаточные усилия по привлечению внебюджетного финансирования. Так, в 2017 – 2019 годах корпорациям удалось привлечь около 9 миллиардов рублей внебюджетных средств, то есть 70% от запланированного объема.

Кстати, прокуратура подозревала АО «Курорты Северного Кавказа» в хищениях бюджетных средств, а в отношении одного из ее бывших руководителей, Ахмеда Билалова, в 2013 году было заведено уголовное дело, сообщало информационное агентство ТАСС.

Результаты институтов развития аудиторы объяснили проблемами в организации деятельности и недостатками нормативного регулирования. Они отметили, что стратегия социально-экономического развития СКФО не увязана с региональными стратегиями; кроме того, региональные стратегии и макрорегиональные документы не обновлялись с учетом ситуации. СП отметила, что перед институтами развитием не ставили задач по увеличению доходов бюджета и объемов производства, а также по созданию новых рабочих мест.

В связи с этим Счетная палата рекомендует при реорганизации и создании корпораций развития обозначать их стратегические задачи и цели, намечать контрольные показатели на перспективу, рассчитывать потребности в бюджетных средствах и масштаб предполагаемых затрат. Аудиторы также предлагают разработать комплексную систему оценки деятельности институтов развития и их руководителей (с коррекцией финансирования в зависимости от результатов). Предложено также сформировать систему управления отбором и сопровождением инвестпроектов на основе цифровой платформы, устанавливающей единые формы управленческой отчетности и обмена информацией в рамках управления рисками; и разработать систему подготовки и переподготовки кадров для институтов развития.

Не все механизмы институтов развития Северного Кавказа эффективны, подтвердил заместитель министра экономического развития Сергей Назаров в интервью ТАСС. «Первая проблема – отсутствие качественного планирования и взаимоувязки федеральных и региональных мер поддержки для достижения максимального мультипликативного эффекта. Еще одна проблема – нормативное регулирование и система внутренней оценки эффективности», – цитирует информагентство его пояснение.

Замглавы МЭР напомнил, что сейчас идет реорганизация институтов развития, разрабатываются нормативные документы, связанные со стратегией развития СКФО и региональными стратегиями, оптимизируется операционная и хозяйственная деятельность корпораций развития. В рамках реформы всех институтов развития «Курорты Северного Кавказа» и «Корпорация развития Северного Кавказа» будут объединены.

Tags: СКФО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments