Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Без паники. В Думе предложили сажать за провокацию роста цен на еду



В России предлагают ввести уголовную ответственность за распространение фейковой информации, вызывающей панический спрос на продукты питания и рост их цен. Как пишет газета «Известия», соответствующий законопроект разработал единоросс Анатолий Выборный. Документ предполагает ответственность для физических и юридических лиц в виде штрафов или лишения свободы на срок до трех лет. Эксперты в целом согласны с необходимостью ввести меры, регулирующие рост цен, но непосредственно эта инициатива оценивается ими по-разному.

Законопроект депутата Выборного представляет собой дополнения в статью Уголовного кодекса 185.3 «Манипулирование рынком», предусматривая ответственность за «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации об изменении розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости». Штрафы для физических лиц депутат предложил назначать в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей – или заменить их лишением свободы на срок до трех лет. Юридических лиц он предлагает штрафовать на сумму от 500 тысяч рублей до 800 тысяч.

Речь идет об ответственности за создание ажиотажного спроса на базовые продукты питания из-за умышленного распространения ложной информации и оценок, которые спровоцировали резкий подъем цен, пояснил депутат газете. Наказывать Выборный предлагает тех, кто первым публикует ложную информацию. По его мнению, цены на продовольствие нередко растут потому, что спекулянты размещают ложную информацию для увеличения спроса на товар – и под предлогом роста спроса поднимают цены. Парламентарий считает также, что иностранные торговые сети в РФ порой пытаются подогнать цены в стране под мировые, так что вопрос о ценах на продукты он воспринимает как вопрос национальной безопасности.

Цены на продукты в России в последнее время действительно растут достаточно быстро. Так, в январе 2021 года, по данным Росстата, они росли почти 8 раз быстрее, чем в Евросоюзе. По официальным данным, продовольствие в стране за первый месяц года подорожала на 8,2%, а Евросоюзе – на 1,1%. Больше всего выросла цена на овощи (17,5%), фрукты (13,5%) и сладкое (13,7%). Хлеб подорожал на 9%, а масло – на 11%.

Проблема роста цен на продовольствие в России воспринимается остро не только внутри страны – в мире на этот счет также дают не самые оптимистичные оценки. Так, международное агентство экономической информации Bloomberg отнесло Россию к категории стран, в которых рост цен на продукты вызовет большой резонанс. В категорию попали также Турция, Индия Бразилия и Нигерия – их жители тратят на еду значительную часть потребительской корзины.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, январе 2021 года мировые цены на продовольствие стали наибольшими за последние шесть лет. Опрошенные Bloomberg экономисты убеждены, что последствия подорожание продуктов будут проявляться и после окончания пандемии коронавируса. Что же касается России, то агентство отмечало, что часть ее жителей до сих пор хорошо помнят исчезновение товаров и рост цен на продукты после распада СССР, и этот фактор в определенной мере является провоцирующим более острую реакцию.

Кроме того, в январе 2021 года информационное агентство РБК приводило предупреждение Счетной палаты о том, что регулирование цен на продукты может привести к дефициту. В Министерстве сельского хозяйства вывод опровергли, указав, что агропромышленный рынок в России по многим параметрам «перевыполняет пороговые значения». А когда Bloomberg также высказало предположение, что установление тарифных квот на экспорт зерновых и предельных отпускных цен для некоторых продуктов могут подтолкнуть инфляцию к росту, в Министерстве экономического развития этот вывод аналитиков назвали спекулятивным.

Надо сказать, что еще летом 2020 года в Федеральной антимонопольной службе предлагали распространение сведений, способных подтолкнуть к росту цен или появление дефицита товаров, рассматривать как преступление. В интервью информационному агентству ТАСС начальник Управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев говорил, что за умышленные ценовые фейки на продукты следует ввести административную или даже уголовную ответственность. Инициатива не стала законом, однако в ФАС журналистам газеты сообщили, что ведомство в целом по-прежнему поддерживает идею установления ответственности за умышленные ценовые фейки.

В Госдуме к идее отнеслись без явного одобрения: в целом депутаты признали необходимость механизма для регулирования цен, но сомневались, как именно он будет работать. Во фракции «Справедливая Россия» говорят о трудностях в доказательстве того, что некое недостоверное высказывание привело к росту цен. Там предлагают заменить введение уголовной ответственности разъяснительной работой. Сходную позицию заняли во фракции ЛДПР, где отметили, что в последнее время речь идет о декриминализации Уголовного кодекса, а предложенные жесткие меры выбиваются из тренда. В КПРФ указали, что для роста цен бывают и объективные предпосылки – например, для подражания подсолнечного масла и сахара из-за небольшого урожая подсолнечника и сахарной свеклы в 2020 году. По мнению коммунистов, важнее не наказывать, а больше производить или закупать за рубежом, когда своих продуктов не хватает.

В торговых сетях комментария газете не предоставили. А президент «Опоры России» Александр Калинин выразил уверенность, что бизнес воспротивится принятию законопроекта. По его словам, попытки наказывать за слухи не выдерживают критики; к ому же будет сложно отличить провокатора от эксперта. А вот исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев заявил о готовности поддержать идею. Он отметил, что любое неосторожное высказывание чиновников, даже если речь идет о личном б мнении, мгновенно поднимает цены, а вот снижение цен происходит крайне медленно. Так что людям следует осознавать ответственность за высказывания.

Генеральный директор национального Союза производителей говядины Роман Костюк, напротив, считает подобное дополнение Уголовного кодекса ненужным. Но он уверен в необходимости информировать граждан о провокациях, которые могут привести к росту цен.

Опрошенные журналистами политологи заявили, что подобный законопроект власти сейчас нужен, однако будет ли он полезен, зависит от того, как именно он будет работать и кто окажется в зоне ответственности. Для населения же важнее наличие недорогих товаров, чем факт наказания кого-либо за фейковые новости о продуктах, указали эксперты.

Эксперт Юлия Овсянникова (главный редактор РИА «Верхневолжье», Тверь) комментирует:

Рост цен и дороговизна — одна из любимейших тем для small talks в нашей стране, и загонять ее путем жестких запретов в долгосрочной перспективе на кухни, куда потом не проникнет ни один социолог — это риски. В этом смысле еще памятен советский опыт такого рода борьбы, когда вместо создания модерируемых площадок для выпуска пара обсуждения бытовых неурядиц загонялись за закрытые двери квартир, где уже немодерируемо и рождалось «глубинное государство».

К тому же, как показал опыт борьбы с «коронавирусными слухами», если браться за дело всерьез с целью наказать, а не с целью повоспитывать и профилактировать такого рода слухи, сразу возникает проблема — невозможность доказать умысел. В возможной борьбе со слухами про рост цен это еще проблематичнее, ведь есть такая вещь, как экономические прогнозы, есть законы рыночной экономики, где существует сфера маркетинга со стимулированием спроса, а у нее — большой инструментарий. Где проходит граница между созданием паники и простым стимулированием спроса? Между распространением слухов и экономическим прогнозом?

В конце концов, будем говорить откровенно: цены ведь действительно могут расти. И тут главное, чтобы не получилось, как в известной школьной шутке про известную часть тела, которую нельзя называть, когда часть тела-то есть, а слова нет. Думаю, все эти риски прекрасно осознаются и учитываются, и мы наблюдаем, возможно, профилактическую информационную кампанию, когда уже само обсуждение возможного введения строгих мер остудит головы многих любителей разводить хайп на чувствительных ценовых темах в сетях.

Довести же инициативу до состояния реального работающего пункта Уголовного кодекса будет непросто: нужен инструментарий, чтобы четко отграничить осознанное, целенаправленное, умышленное распространение панических ценовых фейков с целью взвинтить цены от естественных проявлений законов экономики, озвучивания экономических прогнозов, маркетинговых ходов, находящихся в рамках правового поля, а также обычного человеческого желания поделиться с ближним полезной и достоверной информацией.

Не будем забывать также о том, что мы сейчас на пороге выборов в Госдуму, а партия власти — на пороге праймериз, и любая инициатива, исходящая от действующих депутатов, априори является частью их личной избирательной кампании.
Tags: продукты, цены
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments