Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Профиль в цифре. Госуслуги упростили получение кредитов



Россияне начали активно использовать портал госуслуг для оформления заявок на кредиты и получение страховки. За полгода было подано 1,3 миллиона заявок с согласием на обработку данных портала госуслуг, свидетельствует статистика, которую журналистам газеты «Известия» предоставили в Банке России. Такой формат запроса избавляет от необходимости собирать справки для подтверждения дохода, ускоряет как саму подачу, так и рассмотрение заявки и позволяет точнее определить индивидуальные условия.

По сведениям конкретных банков-участников проекта «Цифровой профиль», таким образом за шесть месяцев было оформлено от 10 до 50% заявок. Пока в проекте, который находится на пилотном этапе, участвуют 14 банков и две страховые компании. В своей нынешней форме проект дает возможность с помощью портала госуслуг заполнить заявку на кредит, а также на каско и ОСАГО. При этом банки могут получить 15 видов сведений, включая данные из ФНС, Росреестра, МВД и ПФР.

Проект предполагает, что форму заявки на сайте банка можно заполнить с помощью сведений, загруженных в профиль пользователя портала госуслуг. Для этого подающему заявку нужно нажать кнопку «Заполнить с помощью госуслуг» и дать согласие на обработку персональных данных. Тогда все нужные поля заполнятся автоматически, и после одобрения заявки остается только прийти в офис банка с паспортом и пройти идентификацию.

Этот порядок в рамках эксперимента будет действовать до 2022 года, заключает газета на основании постановления правительства, с которым ей удалось ознакомиться. В пробах по согласованию с регулятором могут участвовать банки, страховые и микрофинансовые организации, а также операторы финансовых платформ.

Подобный порядок подачи заявок не только упрощает и ускоряет заполнение анкеты, но и избавляет от необходимости сбора бумажных справок, сообщили журналистам в Центре цифровых продаж Росбанка и в «Сбере». Этот формат также повышает шансы на одобрение кредита, причем более быстрое, так как дает сведения о доходах и подтверждает прямым и косвенным образом платежеспособность гражданина, указали в ВТБ. Средний размер кредита у тех, кто использует «Цифровой профиль», в несколько раз выше среднего общего размера ссуды, отметили в МТС Банке.

Эти и другие банки также привели сведения о численности подобных заявок за последние месяцы и их доли в общем количестве. В среднем речь идет примерно о 10% или чуть более от общего числа обращений.

По словам Татьяны Жарковой, генерального директора ассоциации «ФинТех», на площадке которой создавалась концепция «Цифрового профиля», активность в использовании формата превысила ожидаемую. Эксперт расценила это как свидетельство не только удобства нового формата, но и спроса на него. Она подчеркнула, что проект не предполагает хранения данных о гражданине в единой базе: сведения можно отозвать, если человек передумает оформлять услугу.

Как безусловное удобство и способ ускорить процесс расценил новый формат в беседе с журналистами «Давыдов. Индекс» и Анатолий Акулов, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Кемеровского государственного университета, руководитель Центра исследований социально-экономических проблем управления Кемеровского государственного университета. Он высказал предположение, что благодаря введению в обиход этой технологии потребительское кредитование может в определенной мере расшириться.

«Любые прогнозы – дело очень неблагодарное, когда-то не последние и неглупые люди прогнозировали, что никто не будет слушать группу «Битлз», что спрос мирового рынка на компьютеры вряд ли превысит 5 единиц в год. Но, если судить по результатам пилота, интерес у людей есть, это, еще раз повторю, удобно. Многое будет зависеть от того, сколько людей реально пользуется порталом «Госуслуги», сколько обратит внимание на эту возможность и решит попробовать. Похоже, что довольно много», – указал он.

В то же время эксперт признал, что резкого роста масштабов кредитования не ожидает. Он также указал на ожидаемое увеличение рисков. «Нужно прорабатывать безопасность персональных данных, конфиденциальной информации, потому что количество участников процесса и вероятность утечек возрастает. Сегодня получило широкое распространение мошенничество в отношении пользователей банковских продуктов, которое явно основано на утечке данных. Нужны серьезные системные решения по пресечению подобных явлений», – пояснил Акулов.

Эксперт Анатолий Акулов (кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Кемеровского государственного университета, руководитель Центра исследований социально-экономических проблем управления Кемеровского государственного университета) комментирует:

Возможность оформить кредит с использованием портала «Госуслуги» – это, безусловно, определенное удобство и ускорение процесса. Интеграция информации, доступ банкиров к данным государственных органов, разумеется, облегчает дело. И в принципе за счет удобства, определенной легкости процесса, исключения многих затрат времени потребительское кредитование может несколько расшириться.

Любые прогнозы – дело очень неблагодарное, когда-то не последние и неглупые люди прогнозировали, что никто не будет слушать группу «Битлз», что спрос мирового рынка на компьютеры вряд ли превысит 5 единиц в год. Но, если судить по результатам пилота, интерес у людей есть, это, еще раз повторю, удобно. Многое будет зависеть от того, сколько людей реально пользуется порталом «Госуслуги», сколько обратит внимание на эту возможность и решит попробовать. Похоже, что довольно много. Могу предположить, что немалая часть людей, заинтересованных в кредите, все же на площадку «Госуслуг» перейдет.

Однако ждать радикального увеличения масштабов кредитования я бы не стал. Ситуация коррелирует с практиками многих банков – если ты имеешь зарплатную или иные карты этого банка, держишь там деньги, банк знает твои финансы, кредит получить гораздо легче и быстрее. Все же кредит берут не потому, что увидели – можно сделать это быстро и удобно, а по возможностям и потребностям.

Не могу не сказать, что в принципе любое расширение возможностей – это одновременное увеличение рисков. Это плата за сложность системы. Нужно прорабатывать безопасность персональных данных, конфиденциальной информации, потому что количество участников процесса и вероятность утечек возрастает. Сегодня получило широкое распространение мошенничество в отношении пользователей банковских продуктов, которое явно основано на утечке данных. Нужны серьезные системные решения по пресечению подобных явлений.
Tags: госуслуги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments