Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Big data на продажу. «Автодата» соберет данные на машины



В России разрабатывается законопроект о сборе и передаче данных с автотранспорта, в том числе для продажи их третьим лицам. Платформа, которая будет их собирать, получила название «Автодата»; предполагается, что она станет аккумулировать сведения от производителей, собственников автомобилей и владельцев дорог. Об этом пишет газета «Коммерсантъ», ссылаясь на проект соответствующего федерального закона, которым она располагает.

Законопроект создают эксперты НП ГЛОНАСС вместе с рабочей группой национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». Он был одобрен на заседании группы 18 сентября. Сейчас документ обсуждают эксперты, а оператор платформы будет определен после завершения ее проектирования. Предполагается, что владельцы машин будут передавать данные через посредника – изготовителя.

Автопроизводители считают, что документ проводят лоббистские группировки, а рядовым гражданам он по меньшей мере не будет полезен. Сторонники идеи же утверждают, что проект позволит автовладельцам получить доступ к новым сервисам и скидкам. Планируется, что «Автодата» будет в обезличенном виде хранить информацию, включая технические и навигационные данные, сведения от бортовых систем, телематических устройств и систем Connected Car. Эту информацию газете предоставил источник, близкий к проекту.

Предполагается, что использовать данные будут государственные органы, бизнес и сами граждане. Данные действительно могут быть использованы для извлечения прибыли, но в результате автовладельцы смогут получить доступ к новым сервисам и скидкам, поясняет источник. Для третьих же лиц, по его словам, доступ к данным будет платным – если только они не нужны для безопасности.

Следует отметить, что в настоящее время те, кто получает и использует данные по автомашинам в собственных коммерческих интересах, не обязаны получать согласие собственника на такие действия и даже не обязаны уведомлять его. На ликвидацию этого пробела в законодательстве и нацелены авторы проекта по платформе «Автодата». Пока же передача данных иностранными компаниями за границу дает им конкурентное преимущество, так как российские разработчики не имеют доступа к подобной потенциально полезной информации, подчеркнул источник.

Замыслу создать подобную платформу уже не один год: как писала газета «Комсомольская правда», предполагалось, что к разработке проекта «Автодата» приступят в мае 2019 года. Собирать при этом планировалось сведения по эксплуатации машины, окружающей среде (качество дороги, пробки, погода, география), даже информацию о состоянии человека за рулем. Систему предполагалось интегрировать с ГЛОНАСС и системой «Безопасный город». Издание обращало внимание, что на тот момент лишь 12% автомобилистов были согласны передавать данные. Хотя если им за это предлагались бонусы в виде льгот по страхованию, данных о более дешевом топливе, льготах на услуги автосервиса или сведениях о местах на парковке, доля готовых данные предоставить возрастала в 5-6 раз.

В компании Nissan, которая входит в рабочую группу «Автонет», проект считают не только важным, но и своевременным. В беседе с журналистами «Коммеранта» там подчеркнули, что нужны разумные и соответтвующие общемировой практике требования к автопроизводителям. В то же время иностранные компании к намерению создать подобную платформу относятся неоднозначно. По словам Татьяны Кофановой, партнера и руководителя группы по обслуживанию предприятий автомобильного сектора Deloitte в СНГ, зарубежные производители встретили идею настороженно, так как сформировали каждый собственную стратегию по работе с big data. Эта стратегия применяется ими в нескольких странах и объединяет данные множества машин, а формат «Автодаты» будет действовать только в России.

Возможно, новый проект не будет работать – если окажется, что его положения противоречат желанию глобальных производителей, локализованных в России, сохранять коммерческую тайну, отметил источник газеты на автомобильном рынке. Он подчеркнул, что государству следует определиться с миссией проекта: если его задачей является обеспечение эффективности и безопасности российской транспортной системы, то предоставлять данные потребуется обязательно. Если же речь идет об извлечении финансовой выгоды, то тогда продвижение проекта в самом деле серьезно напоминает лоббирование неких бизнес-интересов.

По мнению же Сергея Вихарева, директора технологической практики KPMG в России и СНГ, от идеи монетезации информации по автотранспорту отказываться все же не стоит, так как данные все равно часто утекают из ведомственных баз. Зато у государства появится информация, которая поможет оптимизации маршрутов городского и междугороднего транспорта, а также пригодится при расчете транспортного налога и выписывании штрафов.

Эксперт Алексей Живов (экономист, политолог, эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия», Москва) комментирует:

Не надо забывать, что Конституция гарантирует гражданину приватность и неприкосновенность личной жизни. Сбор и распространение данных подобного рода есть ничто иное, как нарушение конституционных прав граждан, которым в России легко и с удовольствием воспользуются третьи лица. Вообще с учетом того, как безопасно в России чувствуют себя мошенники всех мастей, сбор и передача любой информации о гражданах — потенциальная кормовая база для них.

Предполагается, что пользователями данных станут госорганы, бизнес и сами граждане, и главной ценностью декларируется возможность коммерциализации. В частности, якобы автовладельцы смогут получить доступ к новым сервисам и скидкам. Однако я в это не верю. Это не плюс — это морковка перед носом у осла.

Многие иностранные компании против подобных автомобильных сервисов и приложений. Только в Nissan, входящий в рабочую группу «Автонет», считают реализацию проекта «Автодата» важной и своевременной. При этом Nissan сотрудничает с АвтоВАЗом и «Рено» на российском рынке и достаточно глубоко инкорпорирован в российский бизнес. В любом случае, ожидать, что производители встанут на сторону потребителей, не приходится. Да и вообще класс автовладельцев у нас серьезно ущемлен в правах, безмолвен и обложен множеством налогов и сборов. Теперь еще и тотальное наблюдение хотят ввести.
Tags: автомобили
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments