Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Квоты, льготы, аукционы. РРПК предлагает реформу рыболовства


Расширить механизм инвестиционных квот в сфере рыболовства предложила главе правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину Русская рыбопромышленная компания (РРПК). Кроме того, как пишет газета «Коммерсантъ», компания настаивает на необходимости провести новые аукционы на прибыльные виды ресурсов и ужесточить применение льготных налоговых режимов. Изучить предложения кабмин поручил профильным ведомствам. Между тем опрошенные газетой эксперты высказали мнение, что подобные нововведение выгодны только самой РРПК, а прочим участникам рынка могут принести убытки.

Рыболовство – сравнительно развитая отрасль российской экономики: в стране в год добывается около 5 миллионов тонн рыбы и морепродуктов (до 70% – на Дальнем Востоке, где и действует РРПК). РРПК является одним из крупнейших добытчиков рыбы в России: квоты компании на вылов превышают 300 тысяч тонн рыбы в год. Газета «Ведомости» напоминает, что основной владелец РРПК Глеб Франк приходится сыном Сергею Франку, экс-министру транспорта РФ, а ныне председателю совета директоров «Совкомфлота». Глеб Франк также женат на дочери миллиардера Геннадия Тимченко.

В письме представителей РРПК, копией которого располагает «Коммерсантъ», отмечается, что в настоящее время основные показатели отрасли находятся «на критически низком уровне», невзирая на «оптимистичную динамику» вылова и торгового баланса. Например, при добыче минтая, сельди, трески и прочих недорогих сортов рыб доля продуктов с низкой добавленной стоимостью достигает 80%, а удельная валовая стоимость одного килограмма оказывается на 30–50% ниже, чем на аналогичных промыслах за рубежом.

Наиболее существенной проблемой в компании считают изношенность рыболовного флота, поскольку большинство его судов были построены 30 и более лет назад. В рамках инвестиционных квот на российских верфях размещено уже свыше 90 заказов на строительство судов, однако обновить таким образом получится менее половины (40%) мощности, утверждают в компании. В то же время дальнейших планов по изменению отрасли не существует, а в законах нет стимулов для ее развития, подчеркивают в РРПК.

Физический износ и моральное устаревание рыбопромыслового флота действительно требует конкретных шагов по обновлению. Об этой широко известной проблеме речь шла, например, на состоявшемся 22 июля 2020 года вебинаре информационно-аналитического агентства «Портньюс». В вебинаре участвовали около 60 специалистов из компаний рыболовной, судоходной и судостроительной отраслей, а также предприятий машиностроения, финансовых, лизинговых компаний, проектных и исследовательских институтов.

Выступивший со специальным докладом генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров отметил, что хотя с 1995 по 2014 год в России стало на треть меньше рыболовных судов и сокращение промыслового флота продолжается, все же он остается большим. А на судах, которые сейчас строятся, созданы условия для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, чем у мороженой рыбы (рыбное филе, фарш, порционные куски рыбные палочки и тому подобное). Что существенно, поскольку экспорт рыбы дает значимый приток валюты в страну – эта статья экспорта составляет около 17% от экспорта всей сельхозпродукции, а в целом в экспорте страны продажи рыбы и морепродуктов находится на пятом месте.

Между тем одно из предложений РРПК, отмечает газета, состоит в том, чтобы полностью, на 100% обеспечить мощности строящегося флота инвестквотами. Пока была гарантирована загрузка до 50% мощности, причем часть крупнейших пользователей квот Дальнего Востока отказалась от участия в программе. В результате, отмечает РРПК, следующие 13 лет более половины квот будут осваивать устаревшие суда. В компании также полагают, что было бы полезно с 2034 года ограничить освоение квот в исключительной экономической зоне России судами, построенными в РФ, возраст которых не превышает 30 лет.

Что же касается аукционов по квотам на наиболее ценные ресурсы, такие как крабы, креветки и тому подобное, то в компании предлагают провести новые аукционы с обязательствами по строительству судов. Там также выступают за жесткий отбор для применения режима единого сельхозналога и льготной ставки сбора за пользование ресурсами. Исходные цели льгот уже не актуальны, а их использование лишает бюджет до 30 миллиардов рублей в год, пишет РРПК.

Издание отмечает, что эти идеи кое в чем сходны с подготовленными Минвостокразвития предложениями. В ведомстве журналистам пояснили, что все меры находятся в стадии обсуждения. Кроме того, идея РРПК поддержали в Объединенной судостроительной корпорации. Однако эксперты отрасли все же полагают, что от исполнения предложений выиграет только сама РРПК.

Эксперт Павел Маракулин комментирует:

Ассоциации рыбопромышленных предприятий на консолидированной основе утверждают, что развитие рыбной отрасли и исторический принцип распределения квот на добычу морских биоресурсов — это тождественные понятия, имеющие прямую связь. Русская рыбопромышленная компания (РРПК) Глеба Франка имеет доступ к административному ресурсу для лоббирования своих интересов на уровне премьер- министра. При этом компания не посчитала нужным обсудить свою инициативу с коллегами внутри ассоциаций рыбопромышленников. Это свидетельствует о том, что предложенный меры выгодны только самой РРПК. Исключение механизма согласования интересов на уровне ассоциаций рыбодобытчиков грозит убытками другим участникам рынка рыбодобычи.

В основе предложений РРПК- перераспределение квот. Так «расширение механизма инвестквот» на обеспечение 100% мощностей строящегося флота (сейчас у РРПК 50%) лишит квот тех, кто не участвует в программе по строительству флота, в частности, дальневосточных рыбаков: ПАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ), АО «Океанрыбфлот», ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР) и др.) Логично звучат оценки президента «Всероссийской ассоциации рыбопромышленников» Германа Зверева о том, что расширение инвестквот даст РРПК право на добычу более 650 тысяч тонн минтая и сельди, а инвесторы береговых рыбзаводов на Камчатке, например, потеряют квоту, так как они не строят флот, а специализируются на береговой переработке.

Нужна консолидированная позиция всех рыбопромышленников в рамках отрасли: рыбаков, переработчиков, судостроителей и транспортников, а не частная инициатива рыболовов.
Tags: рыболовство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments