Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Замедленная модернизация. Средства на здравоохранение осваиваются слишком медленно


Средства, выделенные из федерального бюджета на усиление системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации для борьбы с коронавирусом, осваиваются слишком медленно. Это выяснилось 22 апреля на заседании координационного совета по борьбе с распространением вируса. Как оказалось, с конца марта в регионах освоена примерно треть из 33 миллиардов рублей первого транша.

Напомним, президент Российской Федерации Владимир Путин поручил завершить настройку системы здравоохранения к 28 апреля. Предполагалось, что к этому времени в регионах появятся дополнительно 95 тысяч коек для лечения больных коронавирусной инфекцией. Эти койки должны быть оснащены всем необходимым медицинским оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). При этом глава государства подчеркнул, что неполная реализация поставленной задачи будет рассматриваться им как преступная халатность «со всеми вытекающими последствиями не только административного характера», передавал сайт Первого канала.

Однако часть регионов до сих пор даже не начала заключать контракты на поставку медицинского оборудования, пишет газета «Коммерсантъ». Как указал на заседании совета глава правительства РФ Михаил Мишустин, многие руководители регионов отнеслись к задаче формально, и представленные ими расчеты по необходимым на местах затратам не подтвердились. Поэтому 17 апреля, после уточнения этих расчетов, правительство выделило на те же цели еще 32 миллиарда рублей. Однако освоение выделенных средств идет слишком медленно, указал премьер. Это положение дел он назвал недопустимым.

По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, по первому траншу законтрактовано 71,5% средств (что составляет 23,9 миллиарда рублей), а кассовое исполнение его составило чуть более трети, около 11 миллиардов рублей. При этом если ряд регионов (такие как Дагестан, Нижегородская область, Татарстан и Чечня) уже приняли медоборудование, другие (Ивановская, Новгородская, Пензенская области) пока даже не заключали договоров на его поставку. Примерно так же выглядит ситуация с закупкой средств индивидуальной защиты: по сообщению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, часть регионов уже распределяет эти средства защити между потребителями, а часть пока даже не закупала их (так, например, по словам министра, обстоят дела на Алтае, в Амурской области и Туве).

Правда, глава Республики Алтай Олег Хорохордин в ответ на критику Мантурова заявил, что сведения Минпромторга неточны из-за недостаточной синхронизации баз данных: по словам руководителя республики, первая заявка была отправлена алтайскими властями сразу после заседания оперативного штаба Минпромторга России 17 марта 2020 года. В заявку вошли одноразовые маски для медработников и аптечной сети, маски FFP2, противочумные костюмы, бактерицидные рециркуляторы закрытого типа, концентратор кислорода, бесконтактные термометры и аппараты ИВЛ и ЭКМО. И часть этих средств уже поступила, передает интернет-издание «Новости Горного Алтая».

Кроме того, минэкономразвития Тувы сообщило, что о потребностях республики оповестило заместителя руководителя Минпромторга Виктора Евтухова и федеральный Минздрав «давным-давно». Что же касается Амурской области, то ее губернатор Василий Орлов заявил, что у региона нет проблем с костюмами, но на всякий случай дополнительно он их еще закупит.

СМИ отмечают, что необходимость модернизировать систему здравоохранения возникла после нескольких лет ее оптимизации. Так, фактически, назывался процесс сокращения числа врачей и закрытия медицинских учреждений, интенсивно происходивший по стране; при этом даже нельзя было утверждать, что во все уцелевшие медучреждения вкладывали достаточно средств для того, чтобы они уже не нуждались в обновлении техники. Таким образом в ситуации пандемии обнаружилось, что мощности системы недостаточны. Между тем при тяжелых формах заболевания, которое вызывает новый коронавирус, жизнь заболевшего может напрямую зависеть от доступности медаппаратуры.

Инертность регионов в реализации поставленных федеральным центром задач также не является новостью: например, в 2019 году Москва не раз выдвигала претензии к региональным властям в связи с их неготовностью достигать намеченных показателей по национальным проектам. Причем, несмотря на прозвучавшие упреки и поездки министра финансов по регионам, к концу года расходы многих нацпроектов так и не были исполнены. Более того: как писала газета «Ведомости» в конце 2019 года, исполнение бюджета в тот год оказалось худшим за девять лет, причем средства на нацпроекты, которые предполагалось развивать максимально активно, тратили еще медленнее, чем в среднем по бюджету.

Ситуация с нынешними тратами на здравоохранение является чуть более оптимистичной, чем в случае с нацпроектами: как указывает «Коммерсантъ» со ссылкой на информацию Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), по итогам первого квартала 2020 года именно расходы на здравоохранение обеспечили наибольший вклад в рост расходов федерального бюджета. На эту сферу пришлось 28,4% прироста в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Эксперты Центра объясняют такие перемены реакцией властей на развитие ситуации с пандемией коронавируса. В рамках борьба с нею в России ведется строительство новых медучреждений, создание дополнительных полноценных коек в старых, закупка медоборудования и машин скорой помощи, а также поддержка медицинских работников. На это из бюджета уже было выделено в общей сложности в 500 миллиардов рублей.

Актуальную информацию о ситуации с коронавирусом и мерах, принимаемых для борьбы с ним и с последствиями пандемии, можно получить на портале стопкоронавирус.рф.

Эксперт Константин Лукин согласен, что вспышка коронавируса показала неготовность очень многих структур к быстрой мобилизационной работе:

В том числе это касается и структур здравоохранения в регионах. Здесь есть две причины. Первая – это то, что последние 10 лет практически все регионы придерживались обратной тенденции. Под видом оптимизации медицины сокращались койко-места, сокращалось количество медперсонала. И развернуть этот процесс в сжатые сроки большинство структур здравоохранения регионов оказались неспособны.

Вторая причина – это в принципе медлительность работ региональных администраций. Ведь те же самые проблемы возникали на уровне реализации проектов из послания президента. Большинство регионов так и не смогли ни достичь показателей, ни освоить заявленные средства. И в данном случае все мобилизационные меры по поводу борьбы с коронавирусом еще раз подтвердили, что на случай массовых бедствий власти у нас все-таки оказались не готовы именно с точки зрения принятия решений.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Tags: здравоохранение, регионы России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments