Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Покупай российское. Новый протекционизм для госкомпаний



Российские чиновники хотели бы заставить государственные компании покупать российские товары, комплектующие и услуги, пишет газета «Ведомости». По мнению чиновников, госкомпании должны поддерживать отечественный бизнес. Эту точку зрения разделяют поставщики и даже заказчики, утверждает издание, однако пока непонятно, каким образом можно этого добиться.

Напомним: в октябре 2019 года Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда российское правительство, поручил Министерству промышленности и торговли, Министерству экономического развития, Министерству финансов и Федеральной антимонопольной службе до 2 декабря подготовить и внести предложения по дополнительным мерам, которые стимулировали бы увеличение доли закупок у российских производителей при реализации национальных проектов и государственных программ.

Причем, как отмечало информационное агентство «Интерфакс», поручения, нацеленные на увеличение доли российских товаров, работ и услуг при госзакупках в рамках нацпроектов, уже давались. Так, в начале года 2019 года ведомствам было поручено проработать вопрос повышения доли российской радиоэлектронной продукции при госзакупках в рамках нацпроектов, а в апреле Минфину, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС поручили подготовить предложения по предоставлению преференций конкурентоспособной российской технике в рамках госзакупок и закупок госкомпаний по нацпроектам.

11 ноября 2019 года президент РФ Владимир Путин провел совещание с членами правительства, после чего вновь стала широко обсуждаться тема квотирования. Глава государства поручил подготовить четкие предложения по расширению участия предприятий оборонки в реализации нацпроектов и принять меры, которые «позволят увеличить долю российской продукции в общем объеме заказов». Как утверждали сразу два источника информационного агентства РБК, близких к правительству, в связи с этим Юрий Борисов, занимавший пост вице-премьера, предложил законодательно обязать государственных заказчиков как на федеральном, так и на региональном уровне закупать у российских поставщиков не менее половины объема продукции.

Борисов приводил в пример протекционалистские меры, которые применялись в США в 1980 годы. Он предлагал закрепить систему квот для российских товаров на уровне 50%, скорректировал федеральный закон номер 223 о закупках госкомпаний и федеральный закон номер 44 о госзакупках. Долю в 50% обосновывал данными Минпромторга по оценке российской промышленности для выполнения нацпроектов, а распространить квоты хотел не только на госзакупки для нацпроектов, но и на весь государственный заказ.

В частности, он считал правильным учитывать заявки российских поставщиков при определении начальных и максимальных цен контрактов; проводить аукционы в два этапа, первый из которых – только между российскими поставщиками (а если таких не найдется, то лишь тогда привлекать иностранных). Вице-премьер также полагал, что было бы полезно сделать обязательным условием предоставление межбюджетных трансфертов осуществление закупок с не менее чем 50% объемов российской продукции. Однако эксперты, опрошенные в связи с этим журналистами РБК, подчеркивали, что в таком вопросе требуется гибкий подход.

Они указывали, что существующая система закупок не отвечает интересам государства, добросовестных заказчиков и поставщиков и налогоплательщиков в целом, так как имеет высокие коррупционные риски. Такое мнение высказал, в частности, директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. По его оценке, введение квот на госзакупки для российских производителей может быть полезно малому и среднему бизнесу в регионах, однако следует тщательно анализировать, для каких отраслей стоит вводить требования 50%, а для каких порог должен быть ниже.

Директор института анализа предприятий и рынков в США Андрей Яковлев также отмечал, что идея пятидесятипроцентного порога для всех госзакупок не отвечает реальным потребностям рынка. Он пояснял, что есть секторы, в которых Россия зависит от внешних поставок (например, в сфере здравоохранения). Яковлев указывал, что было бы неправильно, если бы бюджет вынужден был через закупки для госпредприятий платить за менее качественные и более дорогие российские товары, комплектующие или технологии, если существуют более дешевые и качественные импортные. По его оценке, было бы разумнее, чтобы правительство заранее объявило о введении порогов квот для разных отраслей, а вступали бы в силу они через два или три года. Это дало бы бизнесу возможность адаптироваться к изменившимся условиям и позволило бы учесть специфику разных секторов экономики.

Строго говоря, идею введения квот на закупки российской продукции Минпромторг высказывал периодически с августа 2019 года. Тогда газета «Коммерсантъ», ознакомившись с разработанным ведомством постановлением правительства о расширении господдержки импортозамещения за счет временных квот, писала, что предлагается распространить квоты на все российские товары в целом. Причем предлагалось в 2020 году установить квоту на закупку российской продукции в 30%, а в 2021 году увеличить ее до 50%. Однако идею не поддержали в ФАС, посчитав, что она усложняет и без того слишком громоздкую систему госзакупок. Кроме того, проект документа был небезупречен юридически. В Минпромторге тогда пообещали учесть все замечания.

Вероятно, идеи квотирования закупок будут рассматриваться и в дальнейшем.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments