Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

19 февраля – годовщина начала Ледового похода Балтийского флота



В этот день исполняется 102 года со дня начала операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Она вошла в историю как Ледовый поход Балтийского флота.

Балтфлот в начале 1918 года

После революции 1917 года Англия, заинтересованная в том, чтобы распространить свое влияние на часть России, решила, по мнению историков, для ослабления России использовать силы Германии. Английское командование прекратило боевые операции в Балтийском море, и немецкий флот получил возможность нанести удар по русскому. Уничтожив или захватив корабли Балтийского флота, германское командование могло уже ударить и по Петрограду – и даже, может быть, захватить город.

В Балтийском флоте в это время, в соответствии с Приказом по флоту №111 от 31 января 1918 года и Декретом Совнаркома о роспуске старого флота и создании Социалистического Рабоче-Крестьянского Красного флота, шла частичная демобилизация, то есть флот был ослаблен. К концу 1917 года большинство его кораблей располагалось в Гельсингфорсе; еще довольно много их стояло в Ревеле. Однако обе базы быстро перестали быть надежными: в Финляндии произошла революция и началась гражданская война, причем финские «красные» значительно уступали «белым» в организованности и активности.

В декабре 1917 года несколько кораблей Балтийского флота – крейсеры «Диана», «Россия», «Аврора», линкор «Гражданин» (бывший «Цесаревич») – на пробу перешли из Гельсингфорса в Кронштадт. Так на опыте была подтверждена возможность перехода боевых кораблей в ледовых условиях. В результате, когда в феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива, советское правительство приняло решение перевести весь флот в Кронштадт. Это не только спасло бы корабли от захвата и уничтожения, но и усилило бы защиту Петрограда.

Начало Ледового похода

Из-за сложной ледовой обстановки стоявшие на рейде в Ревеле корабли Балтфлота нельзя было вести напрямую в Кронштадт. Решено было с помощью ледоколов отвести их в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия морского комиссариата направила в Центробалт соответствующую директиву, и из Кронштадта вышли несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 января операция началась: на буксире у теплохода «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подводных лодки.

22 января пошла общая эвакуация: ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс две подводных лодки и два транспорта. В ночь на 24 февраля немцы пытались захватить береговые батареи, прикрывающие Ревель с моря. Нападение отбили, и днем 24 февраля в Гельсингфорс вышли еще три тральщика, две подлодки, транспортные вспомогательные суда и минный заградитель. 25 февраля немецкая авиация бомбила Ревель; в тот же день немцы вошли в него. Однако корабли Балтфлота уже были для них недосягаемы: они в большинстве находились на внешнем рейде, а некоторые уже шли в Гельсингфорс.

Всего во время эвакуации из Ревеля Гельсингфорс было перевезено около 60 судов, в том числе пять крейсеров. При этом флот лишился только одной подводной лодки – «Единорог» был утрачен. Еще несколько судов затерло во льдах, но они не пострадали в начале марта смогли добраться до Гельсингфорса. В Ревеле балтийцы сознательно оставили восемь старых подлодок и несколько вспомогательных судов. Зато группа минеров школы под руководством Грундмана, уходя, взорвала все береговые батареи на побережье и ближайших островах.

Второй этап Ледового похода

Но в Гельсингфорсе остаться было нельзя. По условиям Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 года, все русские корабли должны были покинуть финские порты. Причем оговаривалось, что пока льды не дают уйти, на кораблях могут находиться только «незначительные команды». В таком случае их было бы легко захватить, так что стояла задача срочно перевести их в Кронштадт. Организатором перехода стал капитан первого ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта (то есть Центрального комитета Балтийского флота – выборного органа, созданного для координации деятельности флотских комитетов) Алексей Щастный.

Он разделил корабли на три отряда. Первый, вышедший 12 марта, возглавляли ледокол «Ермак» и «Волынец». Они вели линкоры «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсеры «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь». 5 апреля возникла угроза захвата немцами Гельсингфорса, и в спешке ушел второй отряд: линкоры «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеры «Олег», «Баян» и три подлодки. Причем финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо», так что «Андрею Первозванному» пришлось самому пробивать путь. Лишь на третьи сутки отряд встретили ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля они привели корабли второго отряда в Кронштадт.

С 7 по 11 апреля в море вышел третий отряд из 172 кораблей. Они отплывали по готовности, шли разными маршрутами, а позже соединились в группу при поддержке четырех ледоколов. С 20 по 22 апреля все корабли благополучно прибыли в Кронштадт. Щастный, который 5 апреля был назначен начальником Морских сил, покинул Гельсингфорс 11 апреля, когда близ города уже шли бои с немецкими войсками. 12 апреля передовые части немцев вошли в город. К тому времени как они заняли его весь, в его порту и других портах еще оставалась в общей сложности 38 российских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров 24 мая России удалось их вернуть.

Всего в результате Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, прочее военное снаряжение. Спасенные корабли стали основой нового Балтийского флота. А Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Tags: история России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments