Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Во льдах, воздухе и космосе: план развития Севморпути



Правительство Российской Федерации утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Соответствующая информация размещена на сайте правительства. План нацелен на конкретизацию мероприятий, предусмотренных Федеральным проектом «Северный морской путь»; он также включает в себя дополнительные меры, направленные на развитие маршрута и арктической сырьевой базы.

Будучи первым программным документом, определяющим развитие самой крупной морской магистрали севера РФ, план является большим шагом вперед, считает Михаил Григорьев, член Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В беседе с журналистами «Российской газеты» он отметил, план можно воспринимать как стартовую площадку для формирования «Стратегии развития Арктической зоны РФ». План не охватывает задачи социальной сферы, возникающие в процессе развития легиона, но с точки зрения эксперта, эти вопросы должна затрагивать уже «Стратегия».

План предполагает строительство флотилии принадлежащих государству судов для обеспечения судоходства. С 2022 по 2024 год намечено ввести в эксплуатацию 16 спасательных и 13 гидрографических судов, а к концу 2026 года предусмотрено строительство четырех атомных ледоколов проекта 2220 «Арктика». Еще один ледокол – речь идет уже о судне проекта «Лидер», способном прокладывать путь во льдах толщиной до 4 метров – запланировано построить в декабре 2027 года. С 2030 по 2032 год намечено строительство еще двух таких же атомных ледоколов.

План также предусматривает, что концу 2020 года в правительство внесут предложения по разработке модели вертолета, который мог бы базироваться на площадках новых и уже построенных ледоколов. За тот же период должны быть подготовлены предложения по строительству самолета, способного садиться на лед и грунтовые аэродромы в Арктике, перевозить до 10 тонн груза и преодолевать до 4 000 километров. Пока таких самолетов в мире не существует.

Документ оговаривают сроки разработки и утверждения программы изучения недр в Арктической зоне (это нужно сделать к апрелю 2020 года), обеспечения бесперебойной спутниковой связи для проходящих по Севморпути (к 2024 году) и решения проблем получения гидрометеорологических данных высокого разрешения по полярному региону (это предлагается сделать концу 2025 года). Для выполнения последней задачи запланировано развернуть систему спутников «Арктика-М»; другая группа спутников будет обеспечивать автоматическую идентификацию объектов в акваториях Северного морского пути и работу системы дистанционного зондирования.

Как сообщало информационное агентство РИА Новости, план был сформирован на основе прогноза всех существующих и перспективных групп грузопотоков. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, ожидается, что в результате реализации плана грузопоток по Севморпути в 2024 году достигнет уровня 80 миллионов тонн, а к 2035 году – примерно 160 миллионов тонн. При этом основным грузом может стать сжиженный природный газ (СПГ), указывает информационное агентство REGNUM. По информации газеты «Ведомости», доля СПГ в грузоперевозках по Северному морскому пути может достигнуть 80% в 2035 году.

Планы России по развитию Северного морского пути привлекают внимание других стран. Как пишет датская газета Berlingske, перевод статьи которой публикует ИноСМИ, российское правительство сделает все возможное, чтобы это развитие продолжалось. Ведь Северной морской путь – самый быстрый способ добраться из Европы в Юго-Восточную Азию. К тому же Россия учитывает, что ледяной покров в Арктике ежегодно сокращается (по данным NASA, с 1979 года – в среднем на 12% в год), отмечает газета. В то же время она указывает, что ряд судоходных компаний других стран не хотят участвовать в развитии маршрута из экологических соображений, и выражает неуверенность в том, что Россия сможет довести до конца столь дорогостоящий проект в одиночку.

В самой России к идее развития Северного морского пути относятся значительно более оптимистично. Так, глава Республики Коми Сергей Гапликов не раз говорил о том, что было бы логично включить в план развития инфраструктуры маршрута ряд проектов (а именно – «Белкомур» и «Баренцкомур»), сообщает информационное агентство «Интерфакс Северо-Запад». Гапликов подчеркивал, что реализация этих проектов позволит сформировать транспортно-логистический узел, полезный для увеличения грузопотоков через Севморпуть.

Что же касается «Стратегии развития Арктической зоны РФ» до 2035 года, то ожидается, что документ будет подготовлен к 20 марта, сообщил информагентству «Интерфакс» замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. По его словам, в последней декаде января 2020 года проект документа был направлен на рассмотрение в федеральные органы власти и регионы, входящие в Арктическую зону, затем запланирована серия обсуждений, а по итогам их «Стратегия» будет окончательно сформирована. «Процесс идет достаточно активно, вовлечены все заинтересованные стороны», – приводит слова Крутикова информационное агентство «Финмаркет», ссылающееся на закрытую ленту «Интерфакса».

Подготовленная стратегия будет представлено в Совет безопасности РФ, а в начале июня планируется представить ее и на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Эксперт Алексей Тимченко уверен, что сегодня нужно делать упор на экономическую составляющую проектов использования СМП:

Прежде всего за счет привлечения транзитных грузопотоков из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, поскольку нынешние грузоперевозки в основном связаны с обслуживанием российских грузоотправителей в бассейне Северного ледовитого океана. Предстоит решить достаточно много вопросов, и основные риски здесь — необходимость модернизации флота, на что указала и Счетная палата. Думаю, что в первую очередь финансировать нужно те затраты, которые представляют собой обязательный компонент проекта —строительство флота, геологическую разведку шельфа, навигационные мероприятия.

Эксперт Сергей Ченнык подчеркивает: то, чего так боялись наши европейские и американские «друзья» — свершилось:

Их аналитикам не удалось просчитать серьезность намерений России в этом регионе. То, что раньше считалось не более чем борьбой за сырьевые базы, похоже, превращается уже даже не в борьбу, а методичное закрепление здесь российских позиций. Отныне каждый, кто решится вступить в это соревнование, уже никак не станет равнозначным участником, а может довольствоваться исключительно ролью вечного догоняющего. Россия ничего и ни с кем не собирается делить, тем более – отдавать. В этом смысле план правительства РФ лишь констатирует, кто отныне в «арктическом доме хозяин». План развития Арктики, заявленный Россией, по своей масштабности можно сравнить разве что с первыми довоенными пятилетками, сделавшими отсталую, преимущественно аграрную страну одним из лидеров мировой экономики и влиятельным игроком геополитики.
Tags: Северный морской путь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments