Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Ценность практиков: почему отменяют профстандарт в вузах


Профессиональный стандарт для преподавателей вузов в России отменяется, пишет газета «Известия», ссылаясь на информацию, которую ее журналистам предоставили в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Позже сведения подтвердили в Министерстве образования и науки РФ. Представители профессионального сообщества поддержали решение отменить стандарт.

Изначально введение профессионального стандарта в образовании рассматривали как инструмент улучшения качества образования, причем обсуждалась идея, что таким инструментом может пользоваться бизнес, чтобы получить затем кадры нужного уровня подготовленности. Причем первые профстандарты формировались еще во времена СССР. Современный же профессиональный стандарт в российском высшем образовании был внедрен в 2015 году, напоминает информационное агентство «Интерфакс». И хотя эта норма до января 2020 года должна была носить исключительно рекомендательный характер, на деле она уже существенно ограничивала работу сотрудников без ученой степени.

Профессиональный стандарт может становиться ориентиром для разработки образовательных программ и опережающей подготовки кадров, и в этом случае его формирование актуально. Как пишет газета «Коммерсантъ», такое мнение высказывал в начале декабря директор департамента науки Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова-Ленина (СПбГЭТУ ЛЭТИ) Виктор Лучинин, говоря о необходимости готовить студентов по профессиям, которые появятся через пять-десять лет. Однако серьезные сомнения в эффективности профстандартов в этом вопросе высказывались уже несколькими годами ранее.

Так, начальник Управления развития и подготовки кадров ПАО «Газпром нефть», куратор корпоративного университета компании Николай Долгов полагал, что формы взаимодействия бизнеса и вузов должны быть гибкими, поскольку профстандарты не могут стать панацеей, поскольку перемены на рынке труда происходят очень быстро. «Сейчас много говорят о профессиональных стандартах, и мы принимаем участие в их создании, но я не думаю, что эта работа решит все проблемы. Потому что подготовить стандарт – значит, в камне высечь требования к должностным обязанностям людей, которые будут подготовлены через пять лет. Существует большой риск того, что бизнес не устроят эти компетенции», – цитировало его объяснение информационное агентство РБК.

Ну, а в общем случае, как отметили опрошенные «Известиями» аналитики, сохранение стандарта и тем более превращение его в обязательную норму создавало риск заметного оттока кадров из вузов.

Как заявила газете Ирина Рукавишникова, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, норма заметно осложняла формирование учебной нагрузки преподавателей. В результате ее применения не только ассистенты, но и преподавателей и даже старшие преподаватели не могли читать полноценные курсы по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам, а преподавание в рамках программ специалитета и магистратуры было им вообще недоступно.

Таких ограничений не было только для доцентов, поэтому многие вузы стали назначать на должности доцента преподавателей без ученой степени. Однако, как уточнила Рукавишникова, это снижало мотивацию педагогов добиваться реального роста своего научного статуса. Кроме того, отметила сенатор, ряд положений стандарта был нелогичным и даже абсурдным. Например, он предусматривал, что все без исключения преподаватели должны получить дополнительное профессиональное образование по своей дисциплине помимо высшего. Такие требования было бы уместно выдвигать для тех, чей диплом не соответствует преподаваемому направлению, пояснила Рукавишникова.

В результате из-за внедрения профстандарта страдали студенты, так как могли недополучать от педагогов-практиков знания, которые требуются в работе, убеждена сенатор. «Такие стандарты были некачественными изначально. Мы исходим из того, что не все преподаватели – ученые. Среди них есть люди, которые хорошо владеют профессией, имеют прекрасный опыт и должны передавать свои практические навыки», – воспроизводит слова Рукавишниковой информационное агентство ТАСС.

Так что верхняя палата российского парламента, Минобрнауки и образовательные организации сошлись во мнении, что стандарт следует отменить. «Решение об отмене было принято в виду необходимости проработки вопросов для разработки проектов профессиональных стандартов профессорско-педагогического состава с учетом интеграции научной и образовательной деятельности», – говорится в ответе пресс-службы Минобрнауки.

Эксперт Владимир Байметов считает, что отмена профстандарта для преподавателей –позитивное решение:

Но необходимы и дальнейшие шаги, в том числе, пересмотр концепции построения федеральных государственных образовательных стандартов. Думаю, в образовании, особенно высшем, стандартизировать нужно требования к результату (выпускнику), а не к процессу. Наличие ученой степени не гарантирует педагогического результата, но и ее отсутствие не является показателем большого практического опыта.
Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Tags: образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments