Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

10 декабря – годовщина окончания строительства первого в России парохода



10 декабря исполняется 204 года со дня завершения строительства первого в России парохода. Судно, получившее название «Елизавета», было построено в Санкт-Петербурге на заводе Берда.

Турбины и пироскафы

Пароходами называются суда с поршневой паровой машиной в качестве двигателя. Как топливо они используют дрова или уголь, в более поздние времена стали использовать мазут. Пароходы в мире уже не строят, но кое-где еще эксплуатируют. В России, например, до 2014 года (по другим данным – до 2012 года) ходил построенный в 1911 году пароход «Н.В. Гоголь», старейшее пассажирское судно страны. В настоящее время он стоит в Северодвинске Архангельской области.

О возможности использовать энергию пара для приведения предметов в движение говорили еще в I веке н.э. – Герон Александрийский, по сути, описывал, безлопастную центробежную паровую турбину. Однако первые известные устройства, работавшие за счет силы пара, были созданы на столетия позже. Лишь в 1680 году француз Дени Папен придумал паровой котел с предохранительным клапаном. Это изобретение привело к созданию паровой машины.

Первое зафиксированное испытание парохода состоялось во Франции: 15 июля 1783 года маркиз Клод Жоффруа д’Аббан показал судно «Пироскаф» с двумя гребными колесами по бортам. Колеса приводились в движение паровой машиной. И хотя она сломалась через четверть часа работы, слово «пироскаф» вошло в разные языки как обозначение судов такого типа. В России этот термин переняли на время, во Франции он сохранился до сих пор.

Создание «Елизаветы»

В конце XVIII и начале XIX веков появились паровые суда, которые уже могли использоваться. Например, пароход, созданный Робертом Фултоном в 1807 году, ходил по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Впрочем, его скорость не превышала 5 узлов (примерно 9 километров в час), а достаточно быстроходные паровые суда появились только к концу XIX века.

В России первый пароход построили в 1815 году на заводе Чарльза Берда (Charles Baird, в России его звали Карлом Николаевичем Бердом), инженера, выходца из Шотландии. Изначально право строить пароходы было дано Роберту Фултону, но тот за три года не создал ни одного судна, и император Александр I передал привилегию Берду. Построенное Бергом паровое судно было спущено на воду в присутствии членов царской семьи и показало хорошие ходовые качества. Скорость его составляла примерно 5,8 узла (10,7 километра в час), причем топливом служили дрова.

Восемнадцатиметровое судно и само было деревянным; у него были бортовые гребные колеса, которые приводила в движение паровая машина мощностью в 4 лошадиные силы, и кирпичная дымовая труба (позже ее заменили металлической; при попутном ветре она использовалась как мачта для паруса). Судно назвали «Елизавета»; оно ходило между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. А словом «пароход» его впервые назвал Петр Рикорд, российский адмирал, путешественник, ученый, дипломат и кораблестроитель. Он описал первый рейс «Елизаветы» и само судно в журнале 1815 года. До этого «Елизавету» именовали пироскафом или стимботом (steam boat – паровая лодка, англ.).

Другие пароходы в России

Следующее паровое судно Берд спустил на воду в 1816 году. Мощность паровой машины улучшенной версии парохода была уже вчетверо больше, чем у «Елизаветы». А со временем Берд взял в свои руки практически все перевозки и речное пароходостроение по всей России. Он также имел монопольное право на строительство судов для Волги – частные лица без разрешения Берда не могли строить и эксплуатировать пароходы. Эта исключительная привилегия принадлежала ему до самой смерти, то есть до 1843 года.

Первые волжские пароходы, построенные вне завода Берда, принадлежали Всеволоду Всеволожскому, астраханскому вице-губернатору, действительному камергеру, статскому советнику. В 1817 году Всеволожский даже сам совершил поездку на одном из таких пароходов в Казань. Пароходы Всеволожского были длиной 15,7 метра при паровой машине мощностью 6 лошадиных сил и длиной 30,6 метра при мощности парового двигателя 36 лошадиных сил.

Завод Берда после его смерти вошел в «Адмиралтейские верфи». А пароходы в России строились до самой революции, а в Советском Союзе – до 1959 года. Затем судостроители перешли на выпуск дизельных буксиров-толкачей и местных речных пассажирских судов, а речные пассажирские суда дальнего плавания стали относить к категории туристических и заказывать в других странах. Строительство морских пароходов в СССР также прекратилось.
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments