Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Возрождение компьютерных клубов в России: что дает киберспорт

Компьютерные клубы в России переживают второй взлет популярности, пишет газета «Коммерсантъ».

Интересно, что на этот раз, в отличие от начала двухтысячных годов, наиболее активно такие клубы появляются в так называемых спальных районах крупных городов. Опрошенные изданием эксперты объясняют интерес инвесторов к таким активам тем, что для их открытие требуются не слишком значительных вложений, но приносит существенную прибыль.

Рост же спроса на такие клубы, по мнению аналитиков, в первую очередь связан с растущей популярностью киберспорта. Дело, в частности, в том, что для многих современных компьютерных игр требуется мощный и дорогой компьютер и другое оборудование, позволить себе которое может не каждый. Таким образом, клубы, сдающие это оборудование в аренду, автоматически получают быстро увеличивающуюся аудиторию.

Напомним, киберспорт (командные или индивидуальные соревнования по компьютерным играм) в России официально признан именно видом спорта. Его ближайшим аналогом можно считать интеллектуальные игры наподобие шахмат. Киберспорт признан как вид спорта во многих странах, и в мире регулярно проходят чемпионаты по таким играм как Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, League of Legends, Starcraft, Overwatch. Их победители получают огромные призовые (общие суммы призовых у самых успешных его представителей исчисляются миллионами долларов), а список дисциплин в киберспорте постоянно расширяется.

Киберспорт появился примерно 20 лет назад: первый турнир по компьютерным играм состоялся в 1998 году. На этом турнире участники соревновались в шутере Quake, а призовой фонд составил 15 тысяч долларов. С тех пор, по данным портала e-Sports Earnings, прошло свыше 22 тысяч турниров, в которых было разыграно свыше 308 миллионов долларов. Этот вид спорта продолжает привлекать все больше участников также в силу своей зрелищности и доступности: в киберспорте могут участвовать люди разного возраста и состояния здоровья –и при этом показывать хорошие результаты.

За 12 месяцев с ноября 2018 года число киберспортивных арен и компьютерных клубов в российских городах-миллионниках увеличилось практически вдвое. Такие данные собрали по запросу газеты аналитики сервиса 2GIS. По их сведениям, в 15 российских городах с населением свыше миллиона человек таких площадок стало больше на 79%. Активнее всего они возникали Воронеже, где за год этих площадок стало больше в 2,75 раза, и в Москве, где их численность за 12 месяцев выросла в 2,5 раза. Она удвоилась за год в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в Волгограде. Среди крупных городов в этом отношении выделяется только Омск, где годовой рост составил всего 7%.

По оценке Данилы Николаева, управляющего партнера киберклуба «Икс Три», число компьютерных клубов в России будет достаточно быстро расти и впредь, причем постепенно клубы с менее привлекательными условиями и слабой техникой начнут вытесняться с рынка. В то же время он придерживается мнения, что киберспорт как вид деятельности имеет к этому процессу непрямое отношение.

«Можно ли считать, что именно киберспорт играет значимую роль в возобновлении популярности компьютерных клубов? Я бы сказал, что это две стороны одной медали. Тут можно провести параллель с профессиональным спортом: после глобальных турниров – таких, как чемпионаты мира – начинается бум посещений спортивных секций.

Но важно разделять понятия «киберспортмен» и «геймер». Киберспортмен – это человек, у которого есть тренер, он профессионально занимается киберспортом более 6-8 часов ежедневно, а геймер расценивает киберигры как досуг – что-то вроде похода в ресторан. В этом плане компьютерные клубы – во многом досуговые предприятия, куда геймеры ходят провести время в компании друзей в приятной атмосфере. Киберспортсмены же чаще всего имеют собственные буткемпы (отдельные комнаты под команду из пяти человек), и компьютерные клубы посещают только в исключительных случаях.

И все же бизнес компьютерных клубов сейчас растет, как грибы, и мы ожидаем сохранения тренда на рост. Рынок пока не заполнен, и в перспективе компьютерные клубы будут размещаться чуть ли не в каждом спальном районе. Этому будут способствовать и франшизные предложения: по нашей модели это очень выгодно; собственную мы, кстати, выпустим на рынок в начале следующего года.

Однако надо отметить, что дело тут не том, что для начала работы якобы достаточно небольших инвестиций. Стоимость входа в этот бизнес, наоборот, довольно высока: клуб на 40 посадочных мест выходит в районе 5-8 миллионов рублей, в зависимости от качества ремонта, локации и оборудования. Но плюс этого бизнеса существенны, а они заключаются в низких операционных расходах и высокой операционной эффективности.

Думаю, рост конкуренции на этом рынке приведет к тому, что в обозримом будущем «душные» клубы с низким сервисом и слабыми компьютерами будут закрываться. Именно с этим расчетом мы уже работаем с топовым дизайн-бюро и закупаем самое мощное оборудование», – объяснил Данила Николаев.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments