Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Функции ведомства могут сократить. Что будет с расходами?

Министерство финансов Российской Федерации предлагает пересмотреть распределение функции ведомств. Это предложение было выдвинуто в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы, пишет газета «Ведомости». Издание утверждает, что его сотрудники ознакомились с копией проекта, а подлинность его подтвердил федеральный чиновник. Таким образом Минфин прорабатывает возможность повышения эффективности органов государственного управления.

architecture-1850732_960_720

Как уточнил представитель ведомства, гибкость системы страдает из-за разделения на части полномочий, причем из-за этого также увеличиваются число государственных служащих и расходы в целом. Минфин предлагает изменить это.

В марте 2019 года Минфин высказывался по поводу необходимости сократить аппарат федеральных чиновников на 10% и региональных на 15%. По словам Татьяны Нестеренко, первого заместителя министра финансов, благодаря такому сокращению оплата труда на государственной службе могла бы выйти на конкурентный уровень. Однако, хотя за 10 лет сократить численность чиновников предлагали трижды, она продолжает расти. Теперь же Минфин ожидает сокращения расходов за счет передачи ряд функций ведомств на аутсорсинг. Как отмечают СМИ, речь, в частности, идет о бухгалтерии.

О том, способны ли такие изменения содействовать сокращению расходов или придется все же вернуться к идее сокращения аппарата, а также о том, какие еще меры стоило бы принять в целях сокращения расходов ведомств, рассказала Татьяна Иларионова, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, доктор философских наук.

«Что касается вывода ряда функций на аутсорсинг, то эта модель уже действует во многих аппаратах. В частности, это работает в аппарате Общественной палаты – там многие сотрудники перезаключают договора и работают как представители аутсорсинга. Уменьшает ли это расходы? Нет. Это только дает возможность показать, что численность аппарата не растет. А сам по себе аутсорсинг – это значительный довесок, который тоже требует расходов бюджета.

Что же касается преобразования корпуса государственных служащих, оптимизации системы, то эта идея широко обсуждалась еще полтора года назад на Гайдаровском форуме. Она тогда была представлена такими важными фигурами в сфере регулирования государственной службы, как Андрей Сороко, директор Департамента государственной службы и кадров правительства Российской Федерации, и Антон Федоров, начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров.

По сути, они предложили объединить общие для всех федеральных министерств службы – например, кадровую, финансовый блок, правовые департаменты, создать единую для всех министерств и ведомств систему. Это разумное предложение: такие действия мгновенно и существенно уменьшили бы количество государственных служащих, потому что в этих департаментах действительно работает много людей. Однако за полтора года не только ничего не было сделано, но даже и разговоров на эту тему больше не ведется.

По своему опыту могу сказать, что функции бухгалтерии в аппаратах сегодня в наибольшей степени автоматизированы – туда пришли компьютерные технологии, разные программы, которые помогают в работе. Правда, что все разработки таких программ, в том числе предназначенных для органов государственной власти, сложны, и каждый раз бухгалтерия учит огромную армию людей. Обучение сводится к тому, в какой квадратик какую галочку нужно поставить… Я же считаю: нужно уничтожить систему, которую в cвое время создал министр финансов Алексей Кудрин, потому что она предусматривает постоянное изменение правил.

Постоянно меняются формы отчетности, постоянно добавляют проверки и перепроверки – в сфере нет стабильности. На том же Гайдаровском форуме руководители субъектов Федерации высказывались по этому поводу очень негативно. Говорили: «Хватит менять правила, мы устали от этого, не успеваем за изменениями!» Нужно отказаться от такого подхода, как сделали немцы, когда проводили свою административную реформу; нужно отсечь массу ненужных операций и функций, отменить лишние, предусматривающие эти ненужные функции, правовые акты. По этому пути мы не идем, а между тем этих правовых актов много, и они создают избыточную занятость на государственной службе.

Недавно я была на конференции на Волгограде и слышала, как сами жители города говорят о том, насколько мелкий и средний бизнес настолько замучен обилием вариантов отчетности, которую требуется сдавать. По их словам, предприниматели фактически не могут работать. Мне кажется, это та же проблема, и начинать решать ее нужно с того, что пересмотреть нормативно-правовые акты, разгрузить законодательство. Именно тогда станет возможно убрать ненужную занятость из сферы экономики и, в частности, из государственных служб», – объяснила Татьяна Иларионова

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: аналитика, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments