Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Почти 100 миллиардов для Дальнего Востока: много или мало

Свыше 94 миллиардов рублей выделят из федерального бюджета за три года на развитие Дальнего Востока. Эти данные привел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам социально-экономического развития центров экономического роста на Дальнем Востоке 2 августа. Средства предполагается выделить на важнейшие направления и на решение проблем жителей конкретных краев, округов и областей.

5a054e6e2b-e1564749542679

Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», премьер-министр оценил выделяемые средства как значительные и пояснил, что они будут потрачены на создание условий для нормальной жизни в регионе. До 2021 года на эти деньги планируется построить 70 объектов здравоохранения (19 больниц и поликлиник и 51 фельдшерско-акушерский пункт), 26 учреждений образования (18 школ и 8 детских садов), 27 спортивных объектов, 20 объектов культуры. Часть средств будет направлена на капитальный ремонт уже существующих образовательных учреждений и больниц.

О том, соизмерима ли эта сумма с объемом средств, необходимым для улучшения качества жизни в регионе, а также о том, на какие именно направления имеет смысл выделять деньги для развития Дальнего Востока и откуда вообще можно было бы извлекать средства для этого, рассказал Александр Коньков, политолог, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Сахалинского государственного университета.

«Перечисленные направления, на которые будут тратиться деньги, все относятся, по сути, к социальной сфере. И тут есть несколько проблем. Первая заключается в том, что Дальний Восток очень неодинаков, вторая – в том, что проблемы есть отнюдь не только в социальной сфере. И, кроме того, эти 94 миллиарда – не самые большие деньги.

На первый взгляд, на одну только социальную сферу потратить столько было бы неплохо, но это же сумма на три года, верно? Для сравнения: годовой бюджет только Сахалинской области сейчас составляет около 140 миллиардов рублей. А это не самый крупный субъект Федерации на Дальнем Востоке, здесь живет всего полмиллиона человек. Есть регионы более крупные – Хабаровский край, где живет более миллиона человек, Приморский край, где живет почти два миллиона. Если эти деньги будут размазываться на все регионы, то можно ожидать некоторые улучшения в плане состояния учреждений здравоохранения, некоторые улучшения в состоянии спортивных и культурных сооружений. Но не более.

Вообще, когда такие деньги направляют на Дальний Восток, вероятно, это делается в рамках Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая уже некоторое время существует и периодически продлевается. Опыт реализации подобных проектов уже есть – мы еще не забыли первые нацпроекты, не забыли предыдущую Программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Однако я думаю, что главная проблема Дальнего Востока — не в том, что ему не хватает средств на социальную сферу, а в том, что ему необходимо создавать точки роста. Необходимо делать так, чтобы регион мог сам зарабатывать деньги.

Пока же все у нас реализуется в форме трансфертов – федеральный центр перечисляет деньги на какие-то целевые программы или разовые мероприятия. А вот точек роста, то есть таких сильных предприятий, которые обеспечивали бы рост регионального валового продукта, во многих регионах Дальнего Востока нет. Сахалину повезло: там есть нефть, есть крупные российские и иностранные компании, по бюджетной обеспеченности на душу населения Сахалинская область относится к тройке наиболее благополучных на Дальнем Востоке. Меньше повезло другим регионам – тому же Хабаровскому краю, Магаданской области, Чукотке и другим. И запланированная раздача денег ситуацию в них не исправит. Разумеется, на безрыбье и рак рыба, от денег отказываться не станут. Но, в принципе, имеет смысл изменить подход.

Этот вопрос обсуждался еще лет 15 назад, но воз и ныне там. Возможно, правильно было бы действовать в рамках бюджетной и налоговой политики. Возможно, стоило бы оставить Дальнему Востоку некоторые налоги, которые он собирает, в большей пропорции, чем в более благополучных регионах. Я понимаю, что это станет прецедентом, и другие регионы могут начать говорить «А чем мы хуже?». Но это можно было бы обсуждать. Потому что есть смысл в том, чтобы уйти от схемы, когда все деньги приходят из Москвы, а потом предъявляются претензии, что, мол, вот мы вам средства даем, а показатели не улучшаются. Есть смысл в том, чтобы рассмотреть возможность устойчивого развития.

В каждом регионе есть отрасли, которые могли бы быть конкурентоспособными, если сейчас инвестироваться в обновление их базы. Дороги, инфраструктура и обновление производственной базы, на мой взгляд, для достижения результата оказываются даже важнее, чем социальная сфера. Плюс создание условий для ведения бизнеса. Вообще, у нас очень недоинвестирована инфраструктура – посмотрите, например, в каком состоянии находятся порты. За последние 15 лет были построены два китайских порта – так вот, мощность их отгрузки больше, чем у всех портов Дальнего Востока вместе взятых. Теперь эти китайские порты – мощная перевалочная база, они теперь перераспределяют огромное количество грузов из США и стран Юго-Восточной Азии. Нечто подобное, какие-то крупные инфраструктурные проекты – только, разумеется, хорошо обоснованные инвестиционно – на Дальнем Востоке стоило бы рассматривать.

Те деньги, которые нам дают на образование, на спорт, на культуру, на то, на се, даже трудно назвать инвестициями. Это просто средства на зарплату, на строительство, на ремонты, на проведение мероприятий. Деньги закончатся – что останется? Да, останутся какие-то сооружения, но будет ли это приносить дальнейшую капитализацию прибыли? Позволит ли создать рабочие места? Такой программы пока не было. Все программы, которые я видел за последние 20 лет, сводились к тому, что бюджетные средства перераспределялись, были трансферты и «помощь» регионам. А регионы неоднородны, и необходимо в каждом определить приоритетность, оценить, во что стоит вкладывать средства.

Где-то, как в Хабаровском крае или Приморье, например, это производственная база, ее надо поддержать. Тот же судоремонт у нас уже давно недоинвестирован, мы отстаем от китайцев и южных корейцев, а стоило бы в эту отрасль вкладываться. В Амурской области есть свой неплохой и большой сельхозкластер, но там высока стоимость электроэнергии и большие транспортные издержки. Вероятно, там тоже можно было бы что-то предпринять для развития этого кластера. Вот такого рода программы, индивидуальные для развития регионов, хотелось бы увидеть», – сказал Александр Коньков.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment