Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

МФЦ расширяет границы

Минэкономразвития готовится передать многофункциональным центрам (МФЦ) полный комплекс государственных услуг.

203500_1000x708_347_e43bacdccf5f04f7cda219388033eb06


Об этом говорится в презентации проекта реформы МФЦ, с которой ознакомились «Известия». По данным издания, после ее проведения многофункциональные центры станут единым каналом коммуникаций между гражданами и предпринимателями со всеми органами власти.

В частности, через МФЦ можно будет подать заявление в полицию или судебный иск, зарегистрировать брак или обратиться за господдержкой. Приемные госструктур, контактирующие с населением и бизнесом, постепенно ликвидируют, говорится в документе.

Кроме того, в центрах можно будет сдать биометрические данные, а также оплатить массовые услуги коммерческих компаний: естественных монополий, ЖКХ, страховых организаций, социальных предприятий.

Помимо всего прочего, на базе МФЦ создадут институт омбудсмена по защите интересов заявителей. Он будет отвечать за то, чтобы госорганы реагировали на обращения граждан и предпринимателей о нарушении их прав. Так, если представители бизнеса пожалуются на административное давление со стороны контролирующих органов (например, на необоснованные проверки), то в МФЦ должны будут проанализировать ситуацию и проследить за ее разрешением. Ожидается, что такие уполномоченные будут работать в тесной связке с прокуратурой.

— Минэкономразвития только начало разработку концепции МФЦ 2.0. В правительство мы должны внести ее осенью. Сейчас мы собираем предложения всех заинтересованных сторон и формулируем основные положения концепции, — пояснил «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов.

По замыслу авторов реформы изменения в работе многофункциональных центров должны способствовать тому, что госорганы станут активнее действовать в пользу граждан. Замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский отмечает, что реакция на заявления или жалобы в госорганах, особенно в силовых, действительно не всегда соответствует правам заявителя, а зачастую ее просто нет. С передачей в МФЦ функций приема и контроля за обращениями органам власти придется относиться к работе с населением более ответственно, считает эксперт.

О повышении качества и доступности госуслуг в России заговорили еще в 2005 году, когда в России была принята концепция административной реформы и план мероприятий по еt проведению в 2006 – 2010 годах. Во втором полугодии 2007 года началась реализация первых проектов по созданию МФЦ. К 1 декабря 2008 года в России действовали 25 МФЦ в 16 субъектах федерации. На конец 2011 года МФЦ работали в 62 субъектах федерации.

Проведенные в 2013 году исследования показали, что, несмотря на декларировавшиеся брендом МФЦ доступность инфраструктуры системы и ее услуг, название «МФЦ» воспринимается большой долей аудитории как сложное, непонятное, казенное. В декабре 2013 года премьер-министр поручил создать новый общий бренд сети МФЦ — тогда многофунциональные центры заработали под именем «Мои документы».

По данным Минэка, к 2019 году сеть МФЦ насчитывала 13 тыс. офисов и 50 тыс. окон. В ней работает свыше 70 тыс. специалистов, предоставляющих более 200 видов услуг. Ежегодно сеть МФЦ обрабатывает около 100 млн обращений граждан.

Эксперт Алексей Моторкин считает, что плюсы перехода к полной системе «единого окна» декларативны, а потому и неочевидны: "Однако, в любом случае, они несомненно будут. Единственное верно — это удобство обращения по любому случаю в одно окно. Цифровизация также важна, поскольку удобна. Остальные заявленные цели могут оказаться недостижимыми или сильно искаженными в результате их применения. И будут, конечно, «пробки». Со временем очереди преодолеют. Также неизбежны искажения и новые «подводные камни», которых пока не видно. цифровизация и единение платформ абсолютно точно приведут к экономическому эффекту, но не сразу и не напрямую. Это будет, скорее, отложенный эффект".

Эксперт Алексей Тимченко подчеркивает, что для того чтобы такая система была четко отлажена, нужно чтобы все ее звенья работали, как машина: "Не должны возникать ситуации, когда через МФЦ документы попали в орган власти, ведомство или иную инстанцию и там «застряли». Или заявитель получил формальный ответ-отписку, а от МФЦ разъяснений получить не может, так как организация работает по принципу «Мы справок не даем». То есть на уровне служебных регламентов и иных локальных и межведомственных нормативно-правовых актов нужно урегулировать проблемы такого взаимодействия, а при определении сроков и особенностей процедур необходимо учитывать интересы, в том числе, и предпринимательского сообщества".


Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: МФЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment