Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Экологическая повестка в Красноярском крае

Продолжаем цикл статей о ситуации с экологией в регионах Российской Федерации. Сегодня поговорим об экопроблемах в Красноярском крае.

Первый_туманный

Красноярский край — субъект Российской Федерации (РФ) в Сибирском федеральном округе; относится к Восточно-Сибирскому экономическому району. Является вторым по площади субъектом РФ после Якутии. Красноярский край граничит: на востоке с Республикой Якутией и Иркутской областью; на юге с Тувой и Хакасией; на западе с Кемеровской, Томской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Административным центром Красноярского края является город Красноярск, его неофициально называют столицей Сибири.

Красноярский край является лидером среди регионов страны по выработке промышленного продукта на одного жителя, на регион приходится 3,2% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России. Предприятия Красноярского края производят около 27% российского первичного алюминия, «Норильский никель» производит более 70% российской меди, 80% никеля, 75% кобальта, более 90% металлов платиновой группы.

Основные экологические проблемы

Согласно государственного доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году» от 3 июня 2019 года, Красноярский край занимает девятое место в списке регионов с наиболее загрязненным атмосферным воздухом. Таким образом, Красноярский край входит в число регионов, где проблема загрязнения воздуха стоит особенно остро, там уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает 5 ПДКсс.

В рейтинге общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по состоянию на 05.06.2019 года Красноярский край занимает 80 место.

По уровню воздействия на компоненты природной среды край занимает одно из лидирующих мест, как в СФО, так и в РФ в целом. По общей массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (2507,6 тыс. тонн) регион занимает первое место среди остальных субъектов РФ, а по удельной массе (средней массе выбросов в расчете на один источник) значительно опережает все прочие регионы.

Пять крупнейших промышленных предприятий края выбрасывают в атмосферный воздух почти 88 % (2196,8 тыс. тонн) загрязняющих веществ от выбросов всех стационарных источников края. Города – промышленные центры края (Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск) входят в приоритетный список городов РФ с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450-500 млн кубических метров без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как «загрязненная-грязная», местами «очень грязная». Высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения (до 80 %) предопределяет высокую аварийность (до 200 аварий в год) и большие потери воды (более 24 %). Нормы водопотребления в городах края очень высокие – 300-400 л/сутки на одного человека, что указывает на нерациональность их использования. Наличие устаревших технологий не обеспечивает необходимое качество питьевых вод.

Красноярский край по количеству образования отходов в год входит в десятку субъектов Российской Федерации – крупнейших производителей отходов.

В настоящее время радиационная обстановка в Красноярском крае по сравнению с предыдущими годами не изменилась и на большей части края остается благополучной. Исключение представляют зона наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат».

За последние 10 лет следствием хозяйственной деятельности человека стало повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. Происходит загрязнение земель химическими веществами. Заметный ущерб наносится лесным ресурсам лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв. Жители городов обеспечены зелеными насаждениями ниже нормативных требований. В связи с развитием Красноярска происходит уменьшение его пригородной зеленой зоны, выполняющей средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Территориальная сеть наблюдений за состоянием окружающей среды в крае только развивается. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов.

Отсутствует единая информационная система экологического мониторинга, объединяющая данные наблюдений, полученных федеральными, краевыми уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в крае проводится в недостаточной степени, в основном, благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций.

Экологические организации и проекты

В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Красноярском крае в феврале 2019 года состоялось заседание тематической площадки ОНФ «Экология». Темой заседания стала реализация новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае. В заседании приняли участие представители региональных органов исполнительной власти, департамента городского хозяйства и районных администраций г. Красноярска, региональных операторов по обращению с ТКО, эксперты ОНФ.

Координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Красноярском крае Марина Якубенко рассказала, что с начала действия «мусорной реформы» в региональное отделение ОНФ массово поступают обращения из разных районов края. Жители сообщают, что региональные операторы не справляются с объемами ТКО по причинам нехватки техники и не заключенных с населением договоров. В Рыбинском районе региональный оператор не обслуживает малые населенные пункты, в канской технологической зоне с начала года прекратился сбор мусора в поселке Чечу. Масса обращений поступила из Кодинска, Минусинска и Норильска, жители жалуются на высокий тариф и несвоевременный вывоз мусора. Также в ходе мониторинга стало известно, что в Козульском районе жителям уже полгода не приходят платежки и не вывозится мусор.

На сессии законодательного собрания Красноярского края благодаря инициативе регионального отделения Общероссийского народного фронта в апреле 2019 года принято постановление о создании вокруг Красноярска «зеленого щита» общей площадью 246 135 га.

Этот лесопарковый зеленый пояс стал самым большим в стране. В него вошли городские леса Красноярска, заповедник «Столбы», а также земли Березовского, Манского, Емельяновского, Балахтинского районов и частично Дивногорска.

«К созданию «зеленого щита» региональное отделение ОНФ шло более года, еще в 2017 году мы обратились к губернатору Красноярского края с инициативой о создании лесопаркового зеленого пояса Красноярска», – рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Красноярском крае Анатолий Самков.

При региональном министерстве экологии и рационального природопользования над разработкой проекта «зеленого щита» Красноярска работала межведомственная рабочая группа с участием представителей ОНФ.

Напомним, что в лесопарковый зеленый пояс входят не только сами леса, но и рекреационные территории, реки и водоохранные зоны, озера, территории зеленых насаждений внутри городской черты. В этих зонах запрещается капитальное строительство, за исключением объектов рекреационного и спортивного назначения, а также ведение иной хозяйственной деятельности.

Деятельность региональной власти

Сложившаяся в настоящее время тенденция к росту промышленного производства приводит к увеличению воздействий на окружающую среду на 20-70 %. Обеспечение экологической и радиационной безопасности населения, охрана окружающей среды в промышленных центрах, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и сохранение биологического разнообразия являются безусловными приоритетами экологической политики правительства Красноярского края.

Реализация указанных приоритетов осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых элементов экологической политики. Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» является основным документом, определяющим экологическую политику Красноярского края.

С целью обеспечения благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, охраны природных ресурсов и обеспечения рационального их использования, сохранения природных систем для устойчивого развития общества в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности в регионе разработана и утверждена указом губернатора от 25.11.2013 № 225-уг «Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года». Концепция прошла многочисленные обсуждения и получила положительную оценку Гражданской ассамблеи, Законодательного Собрания, краевого общественного совета по охране окружающей среды, созданного в регионе в 2013 году и возглавляемого губернатором.

Красноярский край участвует в федеральном проекте «Чистый воздух». Так, к 2024 г. выбросы должны снизиться более чем на 20% в сравнении с 2017 г. Кроме того, «уровень удовлетворенности» экологической обстановкой должен составить не менее 90%. Этот показатель проверят через социологические опросы.

Министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин рассказал, как сообщают региональные СМИ, что в Красноярске в 2018 году начали модернизировать старейшую ТЭЦ-1: снесли трубу и начали строительство экофильров. Кроме того, удалось выполнить несколько основных мероприятий: снесены 415 жилых домов с печным отоплением, приобретены 120 современных автобусов с двигателем «Евро-5», 68 современных автомобилей для уборки города, закрыты 5 котельных.

В свою очередь, заместитель министра экологии Юлия Гуменюк сообщила, что за год в ведомство поступило около 4,5 тыс. обращений от жителей. После которых было проведено более 2,2 тыс. проверок, приостановлена деятельность 138 предприятий и выдано 130 предупреждений. За правонарушения в области экологии выписаны штрафы на общую сумму 8 млн руб.

Более 100 красноярцев прошли обучение в школе экологических волонтеров. Им выдали удостоверения, и теперь они принимают активное участие в контрольно-надзорных мероприятиях.

Эксперт Александр Колотов отмечает ухудшающуюся ситуацию с зелеными насаждениями: "При подготовке к Универсиаде было по официальным данным вырублено 44 тысячи деревьев, по неофициальным, представленным общественниками, более сотни тысяч зеленых насаждений. Обещали произвести компенсационные посадки два к одному, то есть два дерева вместо одного срубленного. Этого сделано не было. Для красноярцев еще очень важно, что под экскаваторы пошли зеленые насаждения в районе Академгородка, считавшегося самым зеленым, экологически благополучным районом города. Через несколько лет он будет мало чем отличаться от остальной территории".

Эксперт Дмитрий Голованов обращает внимание на не замерзающий из-за работы ГЭС Енисей: "Даже в 40-градусные морозы вода в реке не замерзает, появляются испарения, на улицах города образуется туман. Это влияет на здоровье людей, обостряются заболевания органов дыхания. Плюс нарушается экосистема. Летом из-за сбросов вода не прогревается".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: Красноярский край, экологическая повестка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment