Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Состояние сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в России

Проблема образования, раздельного сбора  и переработки отходов в России в последние годы имеет все большую актуальность: с ростом экономического благополучия общества тесно связан рост объемов образования отходов.



По данным Минприроды России, ежегодно в стране образуется 3-4 миллиарда тонн отходов, 54% из них приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, 17% на цветную металлургию, 16% на черную, 12% на другие отрасли, включая ЖКХ.

Твердые коммунальные отходы составляют 1-2 % от всех отходов. По данным Росстата, в России ежегодно образуется 50-55 млн. тонн твердых коммунальных отходов. В среднем, на одного человека образуется 400 кг твердых коммунальных отходов в год, причем объемы образования отходов на душу населения в городской и сельской местности сильно отличаются.

В настоящее время власть и общество едины во мнении, что сфера обращения с твердыми коммунальными отходами требует системных преобразований, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и повышающих эффективность использования ресурсов, то есть необходимо проведение широкомасштабной, продуманной мусорной реформы.

И эта реформа стартовала с 1 января 2019 года. За 5,5 месяцев было сделано многое – построены и запущены мусоросортировочные комплексы, станции накопления отходов, комплексы по переработке отходов. Тем не менее, и трудностей избежать не удалось.

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ проанализировал данные работы своих “горячих линий” и общественных приемных. Впервые в список обращений попали жалобы на сбор и вывоз отходов. Регионы столкнулись с проблемами роста тарифов, плохой работы операторов, заключения договоров и так далее.

Всего в общественные приемные в первом квартале 2019 года поступило 8 325 обращений. Новшеством стало появление в списке основных проблем реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

По словам исполнительного директора центра НП “ЖКХ Контроль” Светланы Разворотневой, за весь 2018 год не поступило ни одного такого обращения. А в первом квартале 2019 года их доля составила 11,66 процента от общего количества. Всего общественникам поступила 971 такая жалоба.

Эксперты проанализировали каждую из них, чтобы понять, что в этой сфере жителей волнует больше всего. Кроме того, они изучили 485 квитанций в 104 городах из регионов, которые перешли но новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года.

“Вывозить ТКО по-новому с 1 января 2019 года начали в 70 регионах, причем в их число вошли и те 16 регионов, которые перешли на новую систему обращения с ТКО досрочно, – рассказала Светлана Разворотнева. – Практически во всех субъектах переход на новую систему обращения с ТКО оказался событием, вызвавшим серьезный общественный резонанс.

Учитывая социальную значимость темы, в первом квартале 2019 года НП “ЖКХ Контроль” провел общественный мониторинг ситуации в субъектах РФ, связанный с переходом на новую систему обращения с отходами”. Анализ проводился “путем сопоставления квитанций за декабрь (когда платили по-старому) и январь (когда появилась новая коммунальная услуга – обращение с ТКО)”.

Кроме того, были опрошены представители местных центров общественного контроля, члены региональных общественных палат, сотрудники управляющих и ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ и Советов домов. Также были проанализированы документы, размещенные в открытых источниках.

Мониторинг показал, что главной проблемой реформы стала недостаточная информированность граждан. Во многих регионах люди просто не поняли, что и как происходит. Поэтому рост платежей, резкая, не всегда продуманная смена компаний, отвечающих за уборку мусора, и вызвали такой резонанс.

“Для значительного количества граждан переход на новую систему обращения с ТКО стал сюрпризом, – продолжает Светлана Разворотнева. – У граждан не было достаточной информации о сути изменений, целях и задачах реформы, отсутствовало понимание, почему платеж изменился и как он рассчитывается”.

В ряде регионов, например, в Московской области, плату за вывоз мусора включили в квитанцию вместе с платой за электроэнергию или капитальный ремонт.

Везде работают колл-центры, которые должны консультировать граждан. Однако жители жалуются, что получить ответы очень сложно. Наибольшее количество жалоб на плохую работу колл-центров зафиксировано в Московской, Орловской, Псковской, Тверской и Ульяновской областях, а также в Пермском крае.

Расчет платы за содержание при появлении платы за ТКО в разделе “коммунальные услуги” вызвал множество вопросов у граждан по всей стране и расположился на втором месте в списке основных проблем. Люди усомнились в справедливости методик, при помощи которых устанавливаются нормативы накопления ТКО. Даже в соседних регионах для одинаковых домов они могут отличаться в несколько раз.

Кроме того, реформа должна была привести к снижению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Ведь услуга “обращение с ТКО” перестала быть жилищной и стала коммунальной. Следовательно, “мусорные” расходы управляющие компании должны были убрать из своих квитанций.

Однако так произошло не везде. Анализ присланных из регионов анкет показал: в 14 процентах из них сказано, что плата за содержание общего имущества увеличилась, в 45,7 процента – не изменилась, а в 40,3 процента – уменьшилась. Например, о снижении платежей заявили в Иркутской, Калининградской, Кировской, Мурманской, Брянской, Новосибирской областях, Татарстане и Башкортостане.

Плата не изменилась в некоторых городах Волгоградской, Оренбургской, Белгородской, Курской, Псковской, Саратовской, Тамбовской области, а также Республики Марий Эл, Алтайском и Краснодарском крае. Факты роста платы за содержание общего имущества были отмечены в Калужской, Смоленской, Томской и Тульской областях, а также в Республике Северная Осетия-Алания.

Кстати, собственный анализ квитанций, проведенный сотрудниками “ЖКХ Контроль”, дал иные результаты. Согласно ему, в 16,2 процента присланных квитанций плата за вывоз ТКО уменьшилась, в 15,4 – не изменилась, а в 68,4 – увеличилась.

Впрочем, стоит учитывать, что в регионе может действовать не один, а несколько региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

“Также повышение или снижение платы зависит от способа начисления, выбранного регионом, метража занимаемой площади и количества проживающих человек, – пояснили эксперты. – При начислении по количеству людей растут платежи для сравнительно более бедных слоев населения, где большее количество людей проживает на меньшей площади. Более заметно выросла финансовая нагрузка на жителей сельской местности, поскольку многие из них за эти услуги ранее не платили вообще”.

Отсутствие возможности перерасчета платы за помещение, где собственники реально не проживают – это третья в списке основных проблем реформы. Наибольшее количество таких вопросов возникло в регионах, где плата начислялась в зависимости от площади.

В их число попали Московская, Иркутская, Калужская, Саратовская, Нижегородская, Воронежская и Пензенская области, а также Камчатский край.

Действующая там форма расчетов вынуждает собственников платить за все имеющееся жилье, даже за то, в котором они не проживают и мусор не производят. Но добиться перерасчета эти люди не могут, потому что в законодательстве нет соответствующей нормы.

Четвертое место в списке заняли проблемы с выставлением платежных документов. Первые же месяцы привели к тому, что в регионах счета начали выставлять ошибочно. Например, в Орловской области квитанции выставили на сараи, в которых по факту никто не проживает. Во многих регионах счета умудрились выставить даже умершим людям.

Кроме того, одним и тем же гражданам, порой, приходило по два счета. С такими проблемами столкнулись жители Брянской, Курской, Псковской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, а также Пермского края.

Оказалось, что у регоператоров нет актуальных баз данных. И хотя они обещали актуализировать свои базы и произвести перерасчет, недовольство жителей никуда не ушло.

Проблемы с заключением договоров расположились на пятой строчке рейтинга. Они были отмечены в Тверской, Московской, Саратовской, Орловской областях и ряде других регионов. Председатели правлений ТСН, ТСЖ и ЖСК жалуются, что с ними не заключают договор по фактическому сбору мусора, поэтому приходится идти в суд.

Например, в Орловской области регионального оператора “выбрали еще в апреле 2018 года, споры о правомерности проведения конкурса закончились в августе 2018 года, однако на конец 2018 года потребители не получили от регионального оператора предложение о заключении договора”.

На шестом месте оказались проблемы инфраструктуры. Территориальные схемы обращения с ТКО не проработаны, регионам не хватает сертифицированных полигонов. С этим столкнулись жители Архангельской, Липецкой, Кировской и Тамбовской областей, Хакасии и Крыма. Нехватка контейнерных площадок и контейнеров отмечена в Самарской, Калужской, Нижегородской, Смоленской и Ульяновской областях. В Пермском крае возникли проблемы с перевозчиками – контракты заключаются с компаниями, не имеющими собственного автопарка и персонала.

Замыкает список основных проблем – некачественное оказание услуги. Так, на несоблюдение график вывоза ТКО жалуются жители Московской, Тверской, Челябинской, Астраханской, Курской, Нижегородской областей и Удмуртии. В основном жалобы поступают от жителей сельской местности.

Среди других проблем, не вошедших в рейтинг, эксперты называют недостаточную работу по организации сортировки и раздельного сбора мусора, по ликвидации несанкционированных свалок, а также включение в тариф инвестиционной составляющей.

К похожим выводам пришли и в Генеральной прокуратуре РФ.

“В Башкирии, Нижегородской и Томской областях потребовалось вмешательство прокуроров в связи с неутверждением региональных программ по обращению с отходами, а в Республике Саха и Ульяновской области – из-за их недофинансирования. В половине субъектов указанных федеральных округов (Дальневосточный, Уральский, Сибирский и Приволжский федеральные округа) территориальные схемы обращения с отходами содержали ошибки, что потребовало их значительной корректировки. В Хакасии, Амурской, Иркутской, Омской областях и в других регионах отсутствует достаточное количество сортировочных комплексов, мусоросжигательных заводов и полигонов. Положительная практика вторичной переработки использованных материалов не удовлетворяется”, – сказал генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

Генпрокурор добавил, что прокуроры реагировали на нарушение властями субъектов законов при определении региональных операторов по обращению с ТКО, заключении с ними соглашений и установке нормативов в Самарской, Ульяновской и Челябинской областях. “Повсеместно есть претензии к работе муниципалитетов, которыми не создавались площадки для сбора ТКО под их временное хранение, не принимались меры по ликвидации несанкционированных свалок”, – уточнил Ю.Чайка.

По данным генпрокурора, региональные операторы в Республике Алтай, Красноярском крае, Кемеровской и Саратовской областях и в других субъектах несвоевременно вывозили отходы. “Мерами прокурорского реагирования пресечены факты взимания с населения платы за вывоз отходов по двойным квитанциям – в Мордовии и Хакасии, в Кировской, Иркутской, Нижегородской, Сахалинской, Оренбургской, Челябинской областях”, – пояснил Ю.Чайка.

Он отметил, что в ходе прокурорских проверок выявляется множество нарушений в деятельности предприятий, занимающихся сбором, переработкой и утилизацией отходов. “С целью сокращения затрат ими грубо нарушается технология захоронения, что приводит к причинению ущерба экологии, повсеместно не проводится производственный контроль, не установлены санитарно-защитные зоны, отсутствуют обязательные разрешения, не ведется учет отходов”, – сказал генпрокурор.

По словам Ю.Чайки, нарушения во многом обусловлены недостаточной организацией надзорного контроля. “Территориальные органы Роспотребнадзора не всегда жестко реагируют на нарушение санитарного и эпидемиологического законодательства в процессе сбора и утилизации отходов. Региональными подразделениями Росприроднадзора должным образом не обеспечивается федеральный, государственный и экологический надзор, лицензионный контроль, взимание обязательной платы за негативное воздействие на окружающую среду, не принимались исчерпывающие меры по предотвращению ущерба природе и его взысканию”, – резюмировал генпрокурор.

После критики генерального прокурора, как сообщили СМИ, проверкой проблемных регионов займется “Российский экологический оператор” (РЭО).

“Российский экологический оператор” тщательно проверит территориальные схемы и региональные программы обращения ТКО в субъектах, обозначенных в ходе выступления генерального прокурора РФ Юрия Чайки”, – заявил в частности представитель организации, отметив, что РЭО собирается помочь региональным властям и операторам найти пути решения имеющихся проблем.

Выступая на совещании с генпрокурором глава РЭО Денис Буцаев заявил, что главная задача на сегодняшний день – помочь регионам отладить оптимальную схему сортировки и уничтожения твердых коммунальных отходов, а также решить логистические вопросы.

“Для инвесторов мы разрабатываем программы софинансирования проектов, первые из которых стартуют уже в этом году. Одна из стратегических целей компании — это создание единой для страны федеральной территориальной схемы, отражающей все объекты инфраструктуры, задействованные в системе обращения с ТКО”, – добавил Д.Буцаев.

Таким образом, как отмечают эксперты, в России сложилась тяжелая ситуация с сортировкой, вывозом, переработкой мусора. Предстоит построить необходимую инфраструктуру в большинстве регионов, наладить раздельный сбор мусора и его переработку.

Заместитель председателя Общественного Совета в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, председатель экологической партии “Альянс Зелёных” Александр Закондырин о мусорной реформе в Москве: "В Москве, как и в некоторых других регионах, мусорная реформа отложена. Была внесена соответствующая поправка в законодательство в прошлом году. Для городов федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и город Севастополь, старт мусорной реформы отложен на три года. Поэтому в практическом плане формально реформа в Москве пока не осуществляется.

При этом при всем проблема утилизации отходов в Московском регионе стоит очень остро. Она связана прежде всего с сокращением полигонов: из 39 работают лишь 15. И это должно закрывать потребности и Москвы, и Московской области. В Москве 8 миллионов тонн отходов, в Московской области примерно 4 миллиона отходов. 90% отходов у нас захораниваются. Поэтому в любом случае речь идет о полигонном захоронении.

В части перспектив планируется, что в Московской области с 2022 года начнут вводиться мощности по термическому обезвреживанию отходов и заработают заводы «Ростеха», которые закроют основную потребность московского мусора. При этом это не решение всей проблемы".

Сопредседатель ОНФ Астраханской области, председатель Совета Астраханского областного регионального отделения «Деловой России» Наиля Никитина рассуждает о мусорной реформе в Астраханской области: "С самого начала мы собирали информацию от всех участников процесса. Когда оператор зашел на территорию Астраханской области, не было тех условий, которые должны были со своей стороны предоставить органы власти.

Не знаю, как они выдержали старт. Они заходят в один муниципалитет, а там некоторые политические партии поднимают протестные настроения, они заходят в другой муниципалитет – у них просят оказать помощь. Я вообще не понимаю, как так можно. Поэтому начало было очень тяжелым. У регоператора ломали машины, не давали работать.

Я подняла платежки, которые были год назад, сумма увеличилась незначительно. Мне показалось, что больше протестного настроения было в рамках будущих выборов. И в этой ситуации совершенно забыли о том, что другие расходы, в том числе на энергетику, занимают 80% суммы платежей. Просто нужно было на ком-то сыграть".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: мусорная реформа, регионы России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments