Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Помоги себе сам

В России могут узаконить высшее самообразование. Методику его признания собираются подготовить уже в 2019 году. Представители вузов к идее пока относятся скептически.



Речь идет о программах среднего профессионального и высшего образования. Согласно федеральным образовательным стандартам, сейчас учиться можно только на базе вуза, поэтому получить диплом о «домашнем высшем» в настоящее время невозможно. Чтобы узаконить подобный метод получения знаний, Миннауки планирует внести поправки в закон об образовании. Это следует из протокола заседания комиссии Минобрнауки по законопроектной деятельности за подписью замглавы ведомства Марины Лукашевич, с которым ознакомились «Известия».

Для начала чиновники планируют разрешить зачет только отдельных курсов, сообщили изданию в пресс-службе министерства. Чтобы студенты серьезно относились к зачетам, их сдача должна быть платной — например, это может быть госпошлина порядка 2–5 тыс. рублей.
При этом, в целом, процесс сдачи дисциплин, изученных на дому, должен сделать получение высшего образования дешевле. Если студент учится платно, по договоренности с вузом он может изучить часть предметов самостоятельно и получить значительную скидку. Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко в свою очередь отмечает, что тот факт, что курсы зачитываются по отдельности, позволит не только получить «вышку» на дому, но и повысить квалификацию.

Замминистра науки и высшего образования Марина Боровская заявила, что возможность получения в России домашнего высшего образования имеется, однако сейчас существует проблема признания такого документа, поэтому вопрос требует обсуждения.

— Вы знаете, у нас есть такое понятие, как экстернат, есть возможность получения оценки по курсам интенсива, и индивидуальная программа, которую выстраивает себе коллега, желающий таким образом получить подтверждение образования, она в принципе открыта. Как это выльется в завершающую фазу получения диплома о высшем образовании – это вопрос больше требует уточнения и обсуждения, — приводит слова Марины Боровской «РИА Новости».

Она также рассказала, что по образовательным стандартам «третьего поколения» специалистов всегда оценивают по его навыкам, знаниям и компетенциям — вопрос заключается в том, как все это «становится квалификационными требованиями на рынке труда и позволяют ли они найти работу».

Эксперты отмечают, что в настоящее время, что диапазон возможностей для получения самостоятельных знаний очень широкий: кроме книг и учебников существует огромное количество онлайн-курсов, в том числе представленных вузами в широкий доступ. Кроме того, уже несколько лет работают такие платформы, как Coursera и «Открытый университет», на которых представлены полноценные онлайн-программы по отдельным дисциплинам, составленным ведущими вузами России. В дальнейшем, студенты прошедшие их и успешно сдавшие экзамены, могут требовать их зачтения в своих вузах.

В то же время в самих вузах к идее полноценного домашнего высшего образования относятся скептически.
— Самостоятельное изучение программы исключает возможность общения с преподавателем и сокурсниками — соответственно, студент не развивает коммуникативных навыков и не «обрастает» полезными для карьеры связями, — заявил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров.

По его мнению, дистанционное или самостоятельное образование нельзя приравнивать к очному. Однако дополнительные курсы, которые студент изучит по своей инициативе, вполне можно принять по предложенной Минобрнауки схеме и вписать в диплом, считает он.

Доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры философии Дальневосточного федерального университета (Владивосток) Илья Докучаев рассуждает о специфике высшего самообразования: "Самообразование – это очень хорошо и неизбежно, особенно в современных условиях постоянно меняющегося рынка труда. Вместе с тем нельзя не отметить множество проблем, связанных с конкретной реализацией этой технологии.

С моей точки зрения, самообразование и дистанционное образование мало чем отличаются друг от друга, и необходимость вводить еще одну форму – а именно самообразование в условиях уже существующего дистанционного образования – сомнительна".

Заместитель министра образования Челябинской области, кандидат экономических наук Вадим Бобровский рассказал о том, какие перспективы у попытки узаконить высшее самообразование:  "Интересно было бы посмотреть на человека, который бы пошёл к стоматологу с высшим самообразованием. Подобное образование имеет место быть, но не во всех направлениях. Здравоохранение, безопасность и вопросы, связанные с жизнедеятельностью под такое обучение не должны попадать. Программисты, актеры, режиссёры могут учиться в таком формате".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: наука, образование, самообразование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments