Previous Entry Поделитесь Next Entry
Ситуация с ТБО. Красноярский край
Продолжаем цикл статей о специфике реализации “мусорной реформы” в регионах Российской Федерации. В этот раз поговорим о ситуации с ТБО в Красноярском крае.



Красноярский край — субъект Российской Федерации в Сибирском федеральном округе; относится к Восточно-Сибирскому экономическому району. Является вторым по площади субъектом Российской Федерации и крупнейшим из краёв. Население 2 872 635 человек (2019).

Подготовка к переходу на новую систему обращения с ТКО идет в регионе с 2016 года. В 2017 году была введена первая очередь технопарка “Волчья грива”, расположенного вблизи Красноярска. Еще на стадии проектирования он получил награду как лучший экологический проект. Особенность технопарка в том, что все отходы, в том числе и опасные, поступают на это объект по принципу “одного окна” и там перерабатываются.

Также в 2017 году за счет средств регионального бюджета началось строительство полигона ТКО в Енисейске.

К 2018 году была закончена разработка стратегических документов, главный из которых – территориальная схема по обращению с твердыми коммунальными отходами. По сути, это программа, в которой представлен набор конкретных инвестпредложений: необходимые затраты и сроки их окупаемости.

Согласно террсхеме, Красноярский край поделен на 19 технологических зон, за каждой их них будет закреплен региональный оператор. Для каждой из зон просчитана потребность в тех или иных объектах: от мусорных бачков и машин для перевозки мусора до мусороперерабатывающих заводов и полигонов для захоронения отходов.

К примеру, в Минусинске необходимо построить завод по сортировке мусора и четыре площадки временного накопления – все это прописано в террсхеме. Безусловный плюс такого подхода в том, что переход на новую систему обращения с ТКО становится плановым, а бизнес, заинтересованный в этой работе, может просчитать, какие средства ему необходимо вложить и как скоро вернутся эти инвестиции.

Эксперты полагают, что подобная схема позволит навести порядок с вывозом и переработкой мусора. Регопертор отвечает не только за вывоз, транспортировку, сортировку и захоронение отходов, но и за ликвидацию стихийных свалок. На это у него будет месяц, а не год – именно столько времени уходит сегодня на то, чтобы найти загрязнителя и заставить его ликвидировать свалку.

При этом, если регоператор не хочет нести дополнительные затраты на подобного рода задачи – ликвидация стихийных свалок не заложена в тарифы – в его интересах выстроить работу в зоне своей ответственности так, чтобы свалок вообще не было: проводить разъяснительные беседы, ставить дополнительные бачки и т.д.

В крае, в рамках программы, необходимо построить 25 полигонов, 10 предприятий по сортировке и переработке мусора, 23 завода по обезвреживанию отходов, порядка 60 мусороперегрузочных станций для сельских поселений – их точное число будет рассчитано после определения регоператоров. Для строительства заводов по обезвреживанию будут привлекаться средства федерального бюджета.

Программа сформирована до 2035 года, поэтому в ней также обозначены затраты на модернизацию, реконструкцию и рекультивацию уже работающих в регионе объектов. Объем капитальных вложений за весь период составит 26 млрд руб. Сумма большая, но порядка 4 млрд руб. – это средства, которые уже находятся в работе.

15 декабря 2018 года Палата экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края провела в Канске рабочую встречу, посвященную проблеме реализации реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Первый заместитель главы города Канска по вопросам жизнеобеспечения Петр Иванец рассказал, какие проблемы возникают с введением “мусорной” компании в Канске, как в настоящее время складывается ситуация с обращением с ТКО.

“Осенью 2018 года вблизи города введен в эксплуатацию новый современный полигон для мусора. За год этот комплекс сможет принимать сотни тысяч кубометров отходов из двух технологических зон – Канской и Абаканской. Главная наша задача – правильное захоронение.

Сегодня одна из проблем – организовать частный сектор. В городе – почти 20 тыс. частных домовладений, с которыми региональному оператору нужно заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и подавляющая часть из них раньше не платили за мусор, а возили его на несанкционированные свалки”, – сказал П.Иванец.

1 января 2019 года мусорная реформа стартовала в регионе. Первые итоги были подведены уже через две недели.

15 января 2019 года СМИ сообщили, что губернатор Красноярского края потребовал от муниципалитетов жестко контролировать внедрение новой системы обращения с мусором. Его заявление было вызвано тем, что в городе в первые две недели нового года скопилось большое количество мусора. К этому отчасти привела несогласованность действий региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и управляющих компаний.

Также сообщалось, что параметры реформы продолжают корректироваться. Согласно новым приказам министерства тарифной политики была сделана одинаковой стоимость утилизации отходов операторами право- и левобережья в Красноярске, которую изначально установили в разном размере. Все красноярцы будут платить за услугу вывоза мусора по 79,74 рубля за человека в месяц.

Также стало известно, что реформа стартовала в 2019 году в Красноярском крае только в 15 технологических зонах из 19 – в остальных внедрить ее пока невозможно.

“Очевидно, что на такой территории, как Красноярский край, любое реформирование сталкивается с рядом объективных трудностей. И задача, которую ставил губернатор, с учетом сложностей начала года в городе Красноярске и тех сигналов, которые приходят с мест, – получение обратной связи от территорий и принятие решения о том, какие экстренные действия нужно предпринять, чтобы этот процесс развивался в штатном режиме”, – подчеркнул первый заместитель губернатора – председатель правительства края Юрий Лапшин.

Таким образом, ситуация с вывозом и переработкой ТБО в Красноярском крае сложная, но постепенно улучшается.

Политолог, журналист, редактор портала “Политликбез” (Красноярск) Алексей Осадчий рассуждает о ситуации с вывозом мусора в Красноярском крае: "У нас есть “заряженная” группа воинственно настроенных общественников, которые ходят и провоцируют скандалы на теме мусора. Основной целью в этих провокациях является местная власть. Хотя всем понятно, что муниципалитет и так стал крайним в этой мусорной реформе, до конца не разработанной и не обкатанной.

Операторы, которые зашли сейчас на рынок, подконтрольны московским компаниям. У них нет мощностей, нет спецтехники. И они берут на субподряд оставшиеся не у дел красноярские спецхозяйства, которые до этого спокойно работали на рынке. Классический рейдерский захват, на мой взгляд. То есть убирают все те же, но уже за меньшие деньги".

Председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, руководитель региональной общественной экологической организации “ПЛОТИНА” Александр Колотов рассуждает о ситуации с ТБО в Красноярском крае: "Судить об успешном или не успешном старте мусорной реформы можно будет в феврале. Потому что январь у нас прошел под знаком того, что появилась новая схема вывоза мусора, и во многих дворах после новогодних праздников скопилось много отходов. Люди стали жаловаться, пришлось оперативно проводить совещание в городской администрации".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account