Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Промышленников переведут на займы

Государство хочет предоставлять промышленным предприятиям льготные займы вместо субсидий.



Это следует из последней версии подготовленного Минпромторгом проекта постановления правительства, которое определяет правила получения господдержки, с которыми ознакомились “Ведомости”. Выдачу займов планируют проводить в рамках реформы господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком в 2018 году.

Речь идет о реализации так называемых корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) — долгосрочных программ развития компаний, предусматривающих в том числе рост экспорта продукции. В ноябре 2018 года стало известно, что схема заменит существующие отраслевые программы (всего их было около 50) — решения будут приниматься индивидуально. Подобные меры — шаг навстречу Минпромторгу который, со своей стороны, определился с цифровыми параметрами реформы.

Однако, по данным источников “Коммерсанта” в правительстве России, еще в декабре у чиновников возникли опасения, что схема вызовет вопросы со стороны ВТО из-за прямого субсидирования экспорта. После этого и была инициирована замена субсидий на займы.

Деньги будут выделяться по проекту “Промышленный экспорт” в составе нацпроекта “Международная кооперация и экспорт” и распределяться через Российский фонд технологического развития (Фонд развития промышленности при Минпромторге, ФРП).

Фонды будут финансировать отобранные Минпромторгом КПМК займами на срок до 15 лет (сейчас ФРП выдает займы сроком до пяти лет). Ставку до 2024 года привяжут к ставке ОФЗ, то есть она составит 7,5 — 8,5%, а затем ее планируется опустить ниже инфляции — до 1%. Кроме того, получатели займов должны будут брать обязательства по экспорту: Минпромторг установит нормы по отношению экспортной выручки к общей к 2024 году.

Всего на займы в ближайшие пять лет планируется потратить 258 млрд рублей и еще 78 млрд рублей — на субсидирование ставок по кредитам для банков, участвующих в программе. При этом если компания в 2019 году подастся на транспортную субсидию, ей придется отказаться от механизмов господдержки в рамках нацпроекта, а в 2020 году только участники КПМК смогут претендовать на банковскую субсидию, рассказывают источники, знакомые с ситуацией.

Больше всего займов планируется выделять предприятиям машиностроения — 40% от всех средств. Главный получатель средств среди всех машиностроителей — автопром, следует из проекта постановления. На него придется почти треть всех займов для отрасли и 12% от общего размера программы. Химическим и металлургическим предприятиям планируется выделять 15%, лимит для предприятий леспрома составит 14%, для фармацевтики и косметической промышленности — 6%, легкой промышленности — 3%.

Предельный размер займов составит в размере 5 – 15% от расходов, выделенных на конкретную отрасль. Приоритет будут получать предприятия, с которыми заключены специальные инвестиционные контракты. Займы для реализации КППК предполагается также выделять с фиксированной и плавающей ставками.

В настоящее время Фонд развития промышленности уже выдает льготные займы под проекты создания производства экспорториентированной продукции — деньги выделяются под 1% годовых вплоть до 5 лет. Максимальный размер займа — 500 млн рублей. При этом доля ежегодного экспорта должна быть не менее 50% от суммы выданного займа.

По мнению экспертов, отказ от субсидий в пользу займов помимо прочего поможет чиновникам отсечь неэффективные, нерыночные проекты, которые могут быть реализованы лишь при условии субсидирования, так как в этом случае есть риск того, что при прекращении господдержки встанет вопрос об остановке созданных производств.

В то же время участники рынка уверены, что интерес к предложенному инструменту займов будет зависеть от их обеспечения: при смягчении условий он станет интересен средним и малым компаниям, однако вряд ли эти меры позволят существенно увеличить экспорт.

Также эксперты говорят, что перевод субсидий в займы “развалит” систему развития автоэкспорта, так как при вхождении на рынки без субсидий экспорт невозможен. Кроме того, отмечается, что субсидии позволяли выровнять условия работы за рубежом, а выдача займов на текущих условиях не равнозначно кредитам у зарубежных конкурентов, которые получают их по 1 – 3%.

Зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета Руслан Долженко рассуждает о перспективах предложения Минэкономразвития: "На первый взгляд, впечатление от этой инициативы положительное. Субсидии чаще всего бывают безвозвратные. Льготные займы (кредиты) предполагают возврат средств в определённые сроки и уплату комиссии (процентов) за пользование деньгами. Если деньги в срок, установленный договором, не возвращаются, начинают действовать санкции".

Исполнительный директор совета Архангельского областного регионального отделения общероссийской общественной организации “Деловая Россия”, руководитель Столыпинского клуба Юрий Матвеев разобрал особенности предложения Минэкономразвития о выдаче займов промышленности: "В министерствах каждый раз придумывают что-то новое, не доделав старое.

С одной стороны, инициатива позитивная. Вроде бы и сумма в 258 миллиардов звучит внушительно, и намерение большую часть займов выделять предприятиям машиностроения – радуют. Желание поддержать автопром неплохое, даже несмотря на то, что к этому промышленному сектору больше вопросов, чем ответов".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: промышленность, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment