Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Сколько бедных в России

Эксперты РАНХиГС заявили, что большинству россиян приходится экономить, а каждый пятый жители страны может позволить себе лишь минимальный набор продуктов.

3_350d9d

Об этом говорится в последнем анализ потребительского благополучия россиян на основании данных мониторинга социального самочувствия населения, подготовленном экспертами академии.

По результатам социологического опроса, проведенного в октябре 2018 года, аналитики разделили население России на четыре группы по критерию потребительского благополучия: зона комфорта, зона возможных изменений, зона риска и зона бедности.

В итоге, в последнюю группу вошли 22% опрошенных. Как выяснилось, их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания.

— Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или купить самые дешевые, но необходимые лекарства, — заявил старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС и один из авторов мониторинга Дмитрий Логинов, слова которого приводит РБК.

Еще 35,6% участников исследования эксперты поместили в зону “потребительского риска”. Это означает, что они могут позволить себе покупать нормальные продукты питания и одежду, но приобретение предметов длительного пользования — например, мебели и техники — вызывает “крайние сложности”, а перспектив улучшения материального положения нет.

— Срок использования товаров длительного пользования объективно ограничен, рано или поздно они приходят в негодность, а это означает, что люди будут вынуждены начать экономить на еде или взять кредит, — отметил Логинов.

К группе возможных изменений отнесли участников опроса, которые затруднились с ответом на вопрос о своих потребительских возможностях. В нее включили людей, которым в данный момент трудно купить предметы длительного пользования и которые при этом ожидают улучшения своего положения в следующем году. В эту же группу также попали обеспеченные респонденты, которые предположили, что их финансовое положение ухудшится в ближайшее время. Эту группу эксперты РАНХиГС назвали самой нестабильной.

В зону потребительского комфорта попали 28,3% опрошенных — именно столько респондентов сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Эксперты связывают довольно большое количество участников последней группы с тем, что С 2017 года в массовом сознании макроэкономическая ситуация воспринимается как стабильная, и доля респондентов, не опасающихся неблагоприятного внешнего воздействия на личное благополучие, возросла. В итоге, негативное влияние экономического кризиса в октябре 2018 года ощутили на 4,5% респондентов меньше, чем в октябре 2015 года, а неуязвимыми для негативных явлений в экономике считают себя на 13,2% респондентов больше, следует из мониторинга.

Рост оптимизма в оценке влияния экономики на положение домохозяйств способствовал тому, что потребительские стратегии россиян усложнились. Если в 2015–2016 годах режим экономии был главной стратегией для всех групп населения, то в настоящее время эксперты отмечают “расширение потребительской активности относительно обеспеченных групп, стремящихся преодолеть психологический и бытовой дискомфорт, вызванный предшествующим снижением потребления”.

Согласно официальной статистике, реальные доходы россиян снижались в августе и сентябре 2018 года (на 0,9 и 2,5% к соответствующим периодам прошлого года), однако в октябре, по последним данным Росстата, увеличились на 1,4%. В третьем квартале 2018 года изменение доходов населения, зарплат и пенсий в реальном выражении составило соответственно 0, 7,2 и 0,4% относительно того же квартала прошлого года. Численность россиян, живущих за чертой бедности, по итогам 2017 года составила 19,3 млн человек, или 13,2% населения.

Старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН Римма Ахметьянова тщательно проанализировала результаты исследования РАНХиГС: “Деление на четыре группы по критерию потребительского благополучия- это продуктивный подход к измерению психологического, «настроенческого» аспекта адаптивной способности российского населения к существующей экономической реальности.
Данный метод позволяет увидеть, как уровень запросов, потребностей, сформированный в докризисный период и уже не соответствующий фактическому материальному положению определенных групп населения, приводит к широкому распространению ощущения собственной бедности”.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Татьяна Налчаджи полагает, что необходимо отталкиваться от психологии при таких исследованиях : “Я не во всем соглашусь с экспертами РАНХИГС, хотя очень уважаю этот институт, это очень авторитетная организация. Однако проценты, которые распределились по группам, не совсем точно отражают картину. Когда проводятся исследования подобного рода, важно понимать психологию человека”.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: социология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments