Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Медицина: за регионы заплатят столицы

Правительство изменит формулу расчета региональных взносов на обязательное медстрахование неработающих граждан. Из-за этого взносы в столичных регионах увеличатся вдвое.

Мед

Об этом говорится в законопроекте, который был внесен в Госдуму 29 сентября вместе с проектом бюджета Федерального фонда ОМС на предстоящие три года. Отмечается, что это первые за семь лет поправки в методику составления тарифов на обязательное медстрахование. Последний раз он обновлялся в 2012 году и теперь заново рассчитан для 33 регионов, среди которых Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Напомним, если за работающих россиян эти взносы платит работодатель, то расходы на неработающих (дети, студенты, пенсионеры, официальные безработные и занятые в сером секторе) оплачивает бюджет региона проживания. Для некоторых регионов эти траты составляют до 40% их бюджетов, отмечает "Коммерсант".

Сейчас для этих регионов коэффициент дифференциации одинаковый — 0,3333. В результате поправок для Москвы он будет увеличен до 0,8196 (почти в 2,5 раза), для Петербурга — до 0,5965 (в 1,8 раза), для Московской области — до 0,52 (в 1,6 раза) и для Ленинградской области — до 0,4365 (в 1,3 раза).

В 2019 году сумма взносов регионов за неработающих увеличится до 719,3 млрд руб., а весь рост будет обеспечен бюджетами Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Так, взнос Москвы увеличится с 34 млрд руб. в 2018 году до 68,9 млрд руб., Московской области — с 24,5 млрд до 44,6 млрд руб., Петербурга — с 17,7 млрд до 30,6 млрд руб., Ленинградской области — с 5,4 млрд до 6,6 млрд рублей. Единственным регионом, где ожидается снижение платежа за неработающих, стала Томская область, где тариф снизится на 300 рублей.

Изменения увеличат поступления в фонд ОМС за работающих, хотя и незначительно — на 800 млн рублей — с учетом инфляции и увеличения числа плательщиков.

Одновременно с ростом платежа за каждого неработающего с 2019 года снизится их общая численность. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее заявляла, что сверка баз ФНС, Пенсионного фонда России и Фонда обязательного медстрахования позволила сократить число неработающих на 5 млн человек с 2019 года (в 2018 году — 85 млн) с таким же увеличением числа работающих. Теперь граждане, которые хотя бы раз за прошедший год выходили на работу, будут относиться к категории работающих и взносы за них станет платить их работодатель. В ФНС и ФОМС не стали комментировать результаты проведенной сверки.

Впрочем, по данным СМИ, эти изменения не исключают передачи финансирования расходов на неработающих на федеральный уровень. Ранее об этом говорили и первый вице-премьер Антон Силуанов, и Татьяна Голикова. В Минфине подтверждают, что обсуждение продолжается — пока решения нет и источник финансирования инициативы не определен.

Изменения оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета Алексей Белостоцкий: "Безусловно, данное изменение для большинства субъектов увеличит объем платежей, хотя и незначительно, в пределах 1-2%, но, учитывая размеры большинства региональных бюджетов, это может стать проблемой при формировании доходных источников и, возможно, оттянуть средства от финансирования социальных проектов, инфраструктурных объектов, что может повлиять в целом на динамику развития регионов РФ."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета Ольга Орлова сравнивает российскую систему ОМС с зарубежными и считает, что регионы должны платить не за всех неработающих граждан: "При составлении методики бюджетных расходов на обязательное медицинское страхование неработающих россиян можно обратиться к практике различных стран. Есть более жесткие методики, есть более мягкие. Например, в Японии вне зависимости от того, работает человек или нет, выплата медицинской страховки является обязательной для всех. <...> На мой взгляд, важно применять дифференцированный подход в зависимости от того, по каким причинам граждане не работают. Если это временная нетрудоспособность либо инвалидность, то, наверное, работающая часть общества должна нести некую ответственность за таких людей. Если граждане не работают по каким-то своим собственным убеждениям, я не считаю возможным им выплачивать дотации за счет работающей части населения."

О возможном эффекте от инициативы правительства рассуждает доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук Алисен Алисенов: "По расходам на медицинское страхование для неработающих граждан следует отметить главное: если эти расходы лягут на плечи регионов, то финансовые проблемы не решатся. Особенно если учитывать, что многие регионы испытывают дефицит бюджетных средств. <...>
Я полагаю, что определенные надежды государство связывает с поступлениями, которые будут обеспечены за счет доходов от самозанятых. Но насколько реформа налогообложения самозанятых будет успешна, остается большим вопросом. <...> Другим источником финансирования расходов на медицину могут быть фиксированные платежи, которые платят индивидуальные предприниматели, так как на три года запланировано повышение этих взносов на медицинское и пенсионное страхование."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: медицина, правительство РФ, региональный бюджет, страхование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments