Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Рейтинг фонда «Петербургская политика» за сентябрь 2018 года

Собянин

Единый день голосования оказался, возможно, одним из самых двусмысленных по своим политическим последствиям в истории ЕДГ.

В большинстве регионов общий рост политизации, вызванный пенсионной реформой, не привел к резкому росту ожиданий от выборов. Благодаря этому кандидаты власти (или согласованные с ней представители оппозиционных партий) смогли без особых проблем выиграть выборы во всех 7 округах на довыборах в Госдуму, 18 из 22 выборов глав регионов, 13 из 16 выборов региональных парламентов, 3 из 4 выборов мэров административных центров субъектов Федерации (включая «проблемные» Хакасию и Хабаровский край), 10 из 12 выборов городских парламентов в региональных столицах.

Однако эти успехи оказались отодвинуты в повестке на второй план на фоне вторых туров губернаторских выборов в Хакасии, Приморском, Хабаровском краях и Владимирской области, а также серии проблемных голосований на выборах других уровней. Поскольку традиция избирательных кампаний как инструмента ротации власти была в последние годы во многом утрачена, сам факт подобного прецедента стал мощным импульсом для осмысления имеющихся подходов к управлению социально-политическими рисками. Принципиально новые моменты были связаны как с мощной протестной мобилизацией во вторых турах, так и с готовностью критически настроенных избирателей голосовать за кандидатов, не имеющих серьезного бэкграунда и ресурсов для проведения избирательной кампании и даже органично вписанных в сложившуюся в регионе властную конструкцию. Не гарантирован эффект и от договоренностей с оппозиционными партиями: хотя КПРФ и ЛДПР (как показали парламентские слушания) по сути отказались от обострения критики пенсионной реформы перед выборами, избиратели были готовы «додумывать» за кандидатов их позицию. При этом относительно низкая стартовая известность претендентов лишь усиливала их позиции, поскольку ее оборотной стороной были низкие антирейтинги.

К настоящему времени интерпретация итогов Единого дня голосования еще не завершена. Назначение Олега Кожемяко врио губернатора Приморского края и сохранение неопределенности вокруг выборов в Хакасии сохранили интригу вокруг целого ряда вопросов. В частности, речь идет о способности действующей власти «сдавать назад». Непризнание победы на выборах в Приморье Андрея Тарасенко продемонстрировало такую способность, однако не снизило риски попыток административной сверхмобилизации накануне новых выборов в крае. Остро встает вопрос и о принципиальной возможности использования региональных парламентов для ограничения власти губернаторов и применения ресурса депутатов для сдерживания главы региона (ранее такая модель считалась допустимой только в Иркутской области). Наконец, многое будет зависеть от того, будет ли прецедент «проблемных» вторых туров использован всеми игроками (включая региональные элиты) для более масштабного использования выборных кампаний в целях замены главы региона.

Последовавшие вслед за Единым днем голосования кадровые перестановки показали, что сценарий «бунта» региональных элит не приветствуется на федеральном уровне. Более того, итоги голосования в Приморье восприняты в том числе как свидетельство элитного брожения, а кандидатура Кожемяко олицетворяет собой попытку «подавления» не только электоральной, но и элитной фронды. В то же время обеспечение его победы на выборах потребует мощной мобилизации административного ресурса, что в условиях подавления активности местных элит может оказаться непростой задачей, сопряженной с издержками. Смена главы Кабардино-Балкарии не получила четкого публичного разъяснения и поэтому выглядела как готовность федеральной власти подчеркнуто оперативно реагировать на конфликты, связанные с межэтническими и социальными волнениями. Пример КБР также интересен тем, что, хотя «династический» сценарий передачи власти ранее оказался трудно применим к Дагестану, интерес к подобным практикам в отношении других регионов по-прежнему остается.

В целом губернаторский корпус вышел ослабленным из Единого дня голосования. Одним из сценариев остается проведение (возможно, в несколько этапов) дальнейшей ротации губернаторского корпуса, интерпретируемой как средство преодоления электоральной усталости, ранее вызвавшей поражение В.Зимина, С.Орловой и В.Шпорта. С другой стороны, не исключена и более серьезная рефлексия относительно кадрового резерва с учетом проблемных выступлений свеженазначенного А.Тарасенко и трудностей при преодолении 50-процентного барьера у В.Томенко в Алтайском крае.

Вполне естественно, что первыми рискам ротации подвергаются главы регионов, у которых в 2019 году предстоят крупные избирательные кампании.

В топ-30 событий месяца в региональной политике вошли:
1. Проведение Единого дня голосования 9 сентября.
2. Отмена результатов губернаторских выборов в Приморском крае.
3. Победа кандидатов ЛДПР Сергея Фургала и Владимира Сипягина во втором туре губернаторских выборов в Хабаровском крае и Владимирской области.
4. Победа списков КПРФ на выборах региональных парламентов в Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях, а также городских парламентов Красноярска и Великого Новгорода.
5. Снятие главой Хакасии Виктором Зиминым своей кандидатуры со второго тура губернаторских выборов.
6. Назначение губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко на пост врио главы Приморского края.
7. Замена глав Астраханской области и Кабардино-Балкарии.
8. Назначение новых членов Совета Федерации и председателей региональных парламентов и гордум после голосования 9 сентября.
9. Победа оппозиционных кандидатов на выборах мэров Якутска и Тынды.
10. Перестановки в правительстве Москвы после выборов мэра.
11. Назначение экс-главы Роскосмоса Игоря Комарова на пост полпреда в Приволжском федеральном округе.
12. Межэтнические столкновения в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии.
13. Стихийные митинги в Сунже и Магасе в связи с передачей части территории приграничного района Ингушетии Чечне.
14. Передача «Чеченнефтепрома» в собственность Чеченской республики.
15. Арест депутата народного собрания Дагестана Раджаба Абдулатипова.
16. Акции протеста против пенсионной реформы и силовые разгоны их участников в ряде городов.
17. Принятие региональными парламентами законопроектов о сохранении льгот для граждан предпенсионного возраста.
18. Упразднение администрации губернатора Свердловской области и увольнение вице-губернатора Владимира Тунгусова.
19. Переход мэра Уфы Ирека Ялалова в Совет Федерации.
20. Отставки глав Галича, Лермонтова, Междуреченска и Минусинска.
21. Негативный резонанс вокруг выплаты “золотого парашюта” ушедшему на пенсию вице-губернатору Воронежской области Юрию Агибалову.
22. Введение в Челябинске режима чрезвычайной ситуации после закрытия городской свалки и отказа перевозчиков вывозить отходы на загородные полигоны по прежним тарифам.
23. Дискуссия вокруг перспектив строительства моста на Сахалин.
24. Открытие в ОЭЗ «Титановая долина» нового производственного комплекса Ural Boeing Manufacturing 2.0.
25. Назначение Андрея Ищенко заместителем губернатора Тверской области по внутренней политике.
26. Перенос на 4 октября вынесения приговора бывшему вице-губернатору Челябинской области Николаю Сандакову.
27. Приговор к 5 годам лишения свободы бывшему депутату заксобрания Санкт-Петербурга Светлане Нестеровой, признанной виновной во взяточничестве.
28. Присуждение штрафа в 160 тысяч рублей председателю гордумы Тюмени Дмитрию Еремееву за ДТП с 2 погибшими.
29. Арест в Краснодаре на 2 месяца адвоката Михаила Беньяша.
30. Возбуждение уголовного дела о мошенничестве в отношении главы татарстанского отделения «Справедливой России» Рушании Бильгильдеевой.


Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов):

Регион

Рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)

Динамика за месяц

Ямало-Ненецкий АО

8,2 (8,1)

0,1

Белгородская область

8,6 (8,6)

0,0

Калужская область

8,5 (8,5)

0,0

Ленинградская область

8,4 (8,4)

0,0

Мордовия

8,2 (8,2)

0,0

Томская область

8,2 (8,2)

0,0

Тульская область

8,0 (8,0)

0,0

Чукотский АО

8,3 (8,4)

-0,1



Регионы со слабой устойчивостью (меньше 5,0 баллов):

Регион

Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)

Динамика за месяц

Новосибирская область

4,8 (4,4)

0,4

Удмуртия

4,9 (4,8)

0,1

Брянская область

4,7 (4,6)

0,1

Краснодарский край

4,5 (4,4)

0,1

Северная Осетия

3,2 (3,1)

0,1

Марий Эл

4,8 (4,8)

0,0

Карелия

4,7 (4,7)

0,0

Коми

4,5 (4,5)

0,0

Карачаево-Черкесия

4,2 (4,2)

0,0

Дагестан

1,8 (1,8)

0,0

Чечня

4,5 (4,6)

-0,1

Алтайский край

3,9 (4,0)

-0,1

Республика Алтай

4,9 (5,1)

-0,2

Волгоградская область

4,8 (5,0)

-0,2

Челябинская область

4,0 (4,2)

-0,2

Курганская область

4,6 (4,9)

-0,3

Ингушетия

4,3 (4,6)

-0,3

Забайкальский край

4,2 (4,5)

-0,3

Астраханская область

4,4 (5,4)

-1,0

Кабардино-Балкария

3,7 (4,7)

-1,0

Хабаровский край

4,0 (6,0)

-2,0

Владимирская область

3,4 (5,4)

-2,0

Хакасия

3,0 (5,0)

-2,0

Приморский край

2,6 (4,6)

-2,0


Рейтинг фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная. Внутри рейтинга регионы разделены на 5 категорий по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.

Полностью рейтинг доступен здесь.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: Петербургская политика, рейтинг устойчивости регионов, рейтинги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments