Previous Entry Поделитесь Next Entry
Акцизы на бензин оставят регионам. Пока
Минфин России намерен перераспределить акцизы на топливо между федеральным и региональными бюджетами.



Планируется, что регионы получат дополнительно 140 млрд рублей, что практически полностью компенсирует потери 2016-2017 годов. Напомним, тогда из-за роста бензиновых акцизов на 2 рубля за литр регионы должны были получить 150 млрд рублей, однако федеральный центр забрал эти деньги в процессе бюджетной консолидации.

Как пишет "Коммерсант", в ближайшие полгода регионы будут получать около 85% всех поступлений от топливных акцизов (сейчас — 57,4%), а федеральный бюджет — около 15% вместо 42,6%. При этом, из-за несовпадения бюджетных и налоговых периодов нормативы изменятся дважды: с 1 июля по 31 декабря 2018 года в соотношении: 15,59% — в федеральный бюджет, 84,41% — в региональные бюджеты, с 1 по 31 января 2019 года в соотношении: 13,35% и 86,65%.

Напомним, в последнее время резко возросли цены на нефтепродукты: с середины апреля бензин в рознице в среднем по РФ стал дороже 40 рублей за литр, а в начале июня — уже дороже 43 рублей. За май цены на топливо только у производителей выросли на 18,7%.

Правительство России в этой ситуации приняло решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорилось с нефтекомпаниями о том, что они на время выработки решений о поддержке отрасли зафиксируют цены на уровне 30 мая. В соответствии с озвученными ранее предложениями, акцизы на бензин снизятся на 3 тыс. рублей, на дизтопливо — на 2 тыс. рублей. Также предлагается отказаться от предполагавшегося повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года.

Снижение акцизов и их перераспределение между федеральным и региональным бюджетами может ударить и по федеральному дорожному фонду. Сейчас в него поступает 49% от топливных акцизов — для того, чтобы избежать недофинансирования фонда, эту цифру увеличат до 54%.

Агентство "Прайм" сообщает, что совокупный объем выпадающих доходов бюджетной системы РФ от снижения топливных акцизов составит 103 млрд рублей. По словам замглавы Минфина Ильи Трунина, потери в полном объеме лягут на федеральный бюджет.

По данным "Коммерсанта", потери федеральной казны составят 140 млрд рублей. Ранее глава ведомства Антон Силуанов заявлял, что Минфин, возможно, будет занимать эти средства для покрытия возникшего дефицита, отмечает издание.

Впрочем, уже с 1 февраля 2019 года ситуация может поменяться вновь: с этой даты пропорция распределения акцизных сборов между федеральным и региональными бюджетами снова изменится (41,9% и 58,1% соответственно), а коэффициент зачисления акцизных поступлений в федеральный дорожный фонд снизится до 37%.

19 июня замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, выступая в Совете Федерации, заявил, что цены на бензин в России стабилизировались. Причинами роста цен на бензин он назвал увеличение налогов, рост мировых цен, изменение динамики курса рубля, проведение плановых и внеплановых ремонтов на ПНЗ, обеспечение поставки топлива на биржевые торги, а также возможное нарушение антимонопольного законодательства. Для стабилизации цен ФАС применил "весь арсенал способов антимонопольного воздействия на участников", отметил Голомолзин.

Своим взглядом на ситуацию делится кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета Дмитрий Губанов: "Прежде всего хотелось бы отметить, что, несмотря на попытки регионов удержать рост цен на топливо, им это не удалось сделать. А между тем топливо является одним из ключевых товаров, от которого запускается маховик цен во всей экономике: дорожает продукция сельского хозяйства, транспортные перевозки, продукция промышленных предприятий и многое другое. <...> Проблема тут заключается в том способе распределения ресурсов, который сложился в нашей стране, а также в отсутствии реальной конкуренции на рынке топлива, и перераспределением средств между разными уровнями бюджетной системы их не решить.
Перераспределение средств из федерального бюджета в региональные, конечно, положительно скажется на состоянии постоянно испытывающих дефицит региональных бюджетов. Однако здесь возникает второй вопрос: насколько эффективно эти дополнительные средства будут использованы региональными властями."


Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов поддерживает решение Минфина, но считает, что перераспределение должно быть долгосрочным: "Снижение правительством ставок акцизов ради остановки роста цен на топливо оказалось действенным, и перераспределение акцизов на топливо между федеральным и региональными бюджетами я также считаю весьма правильным и назревшим. Хотя большинство бюджетов регионов, в том числе, Оренбургской области, бездефицитные, но они являются очень сжатыми и недостаточны для развития территории, а снижение акцизов приведет к дополнительным проблемам с доходной частью бюджетов. Для федерального бюджета при сложившихся ценах на нефть это перераспределение, на мой взгляд, не будет критичным. <...>
Однако планируемый с 1 февраля 2019 г. возврат Минфином распределения акцизных сборов между федеральным и региональными бюджетами ухудшит ситуацию и не позволит регионам планировать проекты развития своих территорий. Целесообразным является сохранение предложенных изменений на несколько лет."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account