Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Шоколад больше не в почете?

Аналитики холдинга "Ромир" зафиксировали в апреле резкое снижение потребление кофе и шоколада в России после существенного всплеска в марте.

Шоколад2

По данным авторов исследования, это связано с тем, что завершились мартовские праздники и шоколад, который является традиционным подарком в эти дни, стал терять свою актуальность.

Напомним, базой для расчета индекса "Кофе с молоком" являются цены и объемы потребления кофе, молока, бутилированной воды и шоколада — продуктов, в целом не являющихся товарами первой необходимости и которые частично можно отнести к лакомствам.

В апреле по сравнению с мартом индекс "Кофе с молоком" снизился на 8,4% — до отметки в 916 п.п. В годовом выражении снижение оказалось менее существенным, однако свои позиции индекс все равно подрастерял — минус 1,2%.

Близкие результаты снижения индекса также фиксировались в прошлом году (-8,6%) и в 2014 году (-8%). В 2016-м апрельское снижение оказалось несколько скромнее и составило -4,2%, а в 2015 году в апреле индекс вообще прибавил около половины процента в показателю предыдущего месяца.

"Объяснение такого поведения Индекса простых удовольствий помимо окончания праздничной закупки шоколада кроется в продолжающемся тренде на повышение ценовой доступности маленьких гастрономических радостей. Цены на ингредиенты индекса упали и в разрезе месяца, и в разрезе года. При этом по сравнению с апрелем прошлого года россияне нарастили объемы покупки, в первую очередь шоколада", — комментируют аналитики.

Авторы исследования отмечают, что по сравнению с мартом сократились цены почти на все составляющие индекса, кроме воды, которая прибавила в цене 1,8%. Шоколад же стал дешевле на 1,7%, кофе — на 2,1%, а молоко — на 2,7%. При этом и объемы покупаемых для "Кофе с Молоком" продуктов за месяц уменьшились. Так, в апреле по сравнению с предыдущим месяцем россияне купили меньше молока на 1,4%, кофе — на 5,4%, воды — на 6% и шоколада — на рекордные 13,4%. Все эти факторы и привели к столь существенному снижению показателя в апреле, отмечают в холдинге "Ромир".

В Москве индекс снизился еще сильнее, чем в целом по стране — он "похудел" сразу на 10,8% по сравнению с мартом. И годовое снижение показателя в столице на 6,9% оказалось также ощутимее, чем в целом по России. При этом причины снижения Индекса в Москве идентичны общероссийским. За месяц в столице шоколад подешевел на 1,6%, вода — на 5,1%, молоко — на 5,9%. Дороже москвичи в апреле платили только за кофе — на 10,1%. Однако такой скачок в цене кофе был компенсирован резким снижением объемов его покупки — сразу на 19,2%.

В годовом выражении цены на ингредиенты, входящие в индекс "Кофе с молоком", в столице также продолжили свое снижение. Так, кофе подешевел на 2,7%, шоколад — на 4,6%, молоко — на 7,2%. Вода стала дороже на 10,1%. Однако объемы ее покупки резко и существенно снизились — на 18,4%. Объемы покупки за год сократились и для кофе (-5,6%), и для шоколада (-3,6%). Только молока москвичи в апреле купили на 5,4% больше, чем годом ранее, отмечается в исследовании.

"В разрезе месяца снижение КсМ объясняется постпраздничными причинами. В годовом же выражении, как и в целом по стране, продолжает развиваться тренд по снижению цен на ингредиенты Индекса, что делает простые гастрономические радости для жителей столицы более доступными", — резюмируют аналитики.

Результаты исследования основаны на данных потребления 30 тыс. россиян, 11,5 тыс. домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тыс. человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой, затем данные сканирования в онлайн-режиме поступают в базу данных скан-панели.

Исследование оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Вологодского государственного университета Анна Щербакова: "В целом считаю индекс "Кофе с молоком" достаточно интересным. По мнению разработчиков, продукты, входящие в схему расчета этого индекса — кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад — в целом не являются товарами первой необходимости. Однако, на мой взгляд, особенно в летний период бутилированная вода становится наиболее потребляемой. К тому же здесь необходимо учитывать спонтанный спрос в точках уличной торговли. <...>
Дальнейшее снижение цен на все составляющие индекса "Кофе с молоком" будет зависеть от многих факторов, в первую очередь от спроса. В преддверии летнего периода, скорее всего, цены на молоко, кофе и шоколад будут незначительно снижаться, так как будет снижаться потребление этих продуктов, а по молоку будет повышаться конкуренция."


Аспирант Ульяновского государственного университета, старший преподаватель кафедры экономики и управления Технологического института — филиала Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии отмечает, что по потреблению включенных в индекс продуктов можно делать выводы о благосостоянии населения: "Схема расчета индекса "Кофе с молоком" достаточно интересная, ее можно сравнить с индексом БигМака, так как данные товары не являются товарами первой необходимости. Однако все потребители приобретают данные виды товаров хотя бы раз в месяц, поэтому по данным товарам можно судить о потребности и желании покупателей приобретать данные виды товаров. Тем более у каждого вида товаров заметна определенная сезонность, так шоколад пользуется спросом в феврале-марте, а вода — в летний период. <...> Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что данные товары — это индикаторы качества жизни потребителей, поэтому расчет данного показателя является информативным и интересным для экономики. <...>
Индекс КсМ является своего рода отражением качества жизни потребителей и в разрезе продуктов показывает какие виды товаров данного индекса для россиян являются предпочтительнее. Однако у некоторых видов данных товаров есть существенные товары-заменители, такие, как чай, молоко без молока, кондитерские изделия, объем потребления которых и то, как они влияют на потребление группы товаров, необходимо было учесть при расчете индекса."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Tags: Ромир, исследование, потребление, социология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment