
Несоответствие данных по явке во время президентских выборов зафиксировал корреспондент РБК, выступавший наблюдателем на участке для голосования. Он обнаружил, что к 12:00 данные по явке на участке №239 и в ТИК Хабезского района начали отличаться. Так, вышестоящая комиссия обнародовала цифру 37,65% (815 проголосовавших), а по данным участка к этому времени проголосовали 622 человека из 2166 числящихся в реестре избирателей (28,72%).
Отличались данные и к 15:00: ТИК заявила, что на участке проголосовали уже 62,68% (1357) от числа внесенных в список избирателей, а УИК — что 38,83% (841). Расхождений по итоговой явке в данных ТИК и УИК не было. В связи с этим корреспондент издания обратился республиканскую избирательную комиссию, чтобы уточнить все расхождения в данных при подсчетах промежуточной явки.
"Процентное разночтение промежуточной информации о явке избирателей по указанному участку объясняется технической ошибкой при сборе и передаче председателем ТИК информации системному администратору для последующего внесения сведений в ГАС "Выборы"", — говорится в ответе главы избиркома Карачаево-Черкесии.
Эксперты, опрошенные изданием, говорят, что последствий для председателя ТИК в связи с расхождениями никаких не будет, так как в законе не предусмотрена публикация данных при промежуточной явке и ответственность за допуск ошибок в ней. Кроме того, ТИК может быть привлечена к ответственности только в том случае, если ее ошибка приведет к отмене результатов голосования.
Член ЦИК, у которого РБК взял комментарий, предположил, что председатель хабезского ТИК могла допустить ошибку и из-за того, что "обстановка тревожная была в Карачаево-Черкесии, тяжелая, было много наблюдателей всяких, они нервировали, требовали чего-то".
Также в ответе говорится, что представители избиркома не мешали корреспонденту РБК наблюдать за ходом голосования. Однако издание утверждает, что после того, как журналист передал в Москву информацию о расхождении в данных о явке, представители ТИК попросили участковую комиссию удалить его с участка. Также к журналисту обратился чиновник из администрации аула Хабез, который попросил его "чисто по-человечески отвернуться на пять минут" и не наблюдать за урнами для голосования.
В общей сложности 18 марта на выборах в качестве наблюдателей от РБК выступали пять журналистов, которые работали в Карачаево-Черкесии, Дагестане, Мордовии, Кемеровской области и Татарстане. "Для наблюдения были выбраны регионы из числа "избирательных аномалий" — российских субъектов, которые традиционно дают на выборах аномальные результаты по явке и рейтингам партии и кандидатов от власти", — объясняют в издании.
Добавим, что явка на выборах в Карачаево-Черкесии составила 87%, по итогам голосования уверенную победу одержал Владимир Путин. Однако еще во время проведения выборов из региона начали массово поступать жалобы на нарушения во время процедуры голосования. Речь шла о вбросах, повторных голосованиях и незаконном удалении наблюдателей.
В итоге глава ЦИК России Элла Памфилова, как пишет "ФедералПресс", жестко раскритиковала работу избиркома КЧР на прошедших выборах и потребовала от председателя подконтрольной структуры Ларисы Абазалиевой решить кадровые вопросы, уволив виновных в нарушениях.
Ситуацию комментирует корреспондент информационного агентства "Regnum" Мурат Гукемухов: "Я сталкивался с системой работы ГАС "Выборы" в Южной Осетии и вместе со своими коллегами пришел к выводу, что данная система не является абсолютно прозрачной и не дает гарантии от каких-либо махинаций. Я не хочу брать на себя ответственность и говорить, что из-за несовершенства системы ГАС "Выборы", председатель избирательной комиссии допустила ошибку.
Я знаю, что в республике велась очень серьезная работа по явке. Могу свидетельствовать, что в отличии от прошлых лет она действительно была высокой."
Общественный деятель Мурат Токов (Черкесск) не воспринимает эту историю как что-то необычное: "Я конкретно про эту историю мало что знаю, однако не считаю ее особенной и выдающейся. На самом деле подобных случаев в республике немало. <...> Понятно, что нужно было дать высокий показатель по явке и председатели комиссий старались, как могли. <...>
Я был на выборах не только в Карачаево-Черкесии, а еще и в Северной Осетии. Везде одно и то же: каждый председатель участковой комиссии боится за самое рабочее место, поэтому и старается, как может."
Политолог, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом социально-политических проблем Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Джульета Джантеева считает инцидент исчерпанным, т.к. все официальные инстанции уже высказали свое мнение: "Официальный комментарий уже дан. О чем еще здесь можно говорить? Я, как государственный человек, придерживаюсь государственной позиции. На мой взгляд, нет оснований не верить официальному ответу республиканского избиркома и искать в этой истории подводные камни."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".