Previous Entry Поделитесь Next Entry
Регионы: жизнь налаживается?
По итогам 2017 года в России насчитали 45 регионов с профицитным бюджетом — впервые с 2008 года.

П

Для сравнения: в 2016 году их насчитывалось 27, а еще годом ранее — только девять. Максимум по количеству профицитных регионов — 50 — был зафиксирован в 2007 году, напоминает РБК.

В 2017 году лидером по объему профицита бюджета стала Кемеровская область, где он составил 22,6 млрд рублей — 20,1% от собственных доходов. Это стало возможным благодаря высоким ценам на уголь, которые позволили обеспечить поступление в казну более 50 млрд рублей по налогу на прибыль. При этом в начале 2017 года власти региона планировали получить не более 24,4 млрд рублей. В пятерку регионов с наиболее высоким профицитом относительно поступлений также вошли Дагестан (15,8%), Вологодская область (14,7%), Рязанская область (11,4%) и Воронежская область (10,7%).

По данным Минэкономразвития, в этом году профицитным впервые за семь лет может стать федеральный бюджет (на уровне около 1% ВВП). При нынешних ценах на нефть профицит может достигнуть и 2%, заявил на Российском инвестиционном форуме в Сочи министр финансов Антон Силуанов.

Одновременно с этим до 40 уменьшилось число регионов, в которых фиксируется дефицит бюджета. В 2016 году их было 58, еще годом ранее — 75. Сводный дефицит региональных бюджетов по итогам 2017 года составил 15,5 млрд рублей, а дефицит консолидированных бюджетов регионов (с учетом бюджетов муниципалитетов) — 51,9 млрд рублей. Эти цифры соответствуют ожиданиям аналитиков, которые прогнозировали объем дефицита бюджетов в районе 56 млрд рублей.

Лидером по уровню дефицита 2017 года является Мордовия — 43,2% (9,6 млрд рублей). В бюджете республики были запланированы поступления от реализации имущества в размере 7,8 млрд рублей, но фактические поступления составили только 46 млн рублей. Также бюджет Мордовии недополучил относительно утвержденных уровней около 1 млрд руб. по налогу на доходы физических лиц, около 0,5 млрд руб. по налогу на прибыль и примерно 0,3 млрд руб. по налогу на имущество. Мордовия также является лидером по уровню госдолга к собственным доходам — по данным на начало года он составляет 200%, что является абсолютным рекордом для России.

Кроме того, в списке дефицитных регионов Кабардино-Балкария (27,4%), Севастополь (20,9%), Томская (13,7%) и Орловская (13%) области. В абсолютном выражении самым высоким оказался дефицит бюджета Санкт-Петербурга — 43 млрд рублей, однако, отмечают эксперты, эта сумма не несет значимых рисков для городской казны, так как долг практически полностью представлен долгосрочными облигациями.

На втором месте по абсолютным показателям дефицита бюджета находится ХМАО (17,2 млрд рублей), на третьем — Московская область (15,8 млрд рублей). Однако в обоих случаях эти цифры составляют лишь малую часть доходов регионов.

14 февраля глава Минфина Антон Силуанов назвал пять регионов, скрывавших свои финансовые проблемы. Ими стали Ингушетия, Марий Эл, Пензенская, Новгородская, Магаданская области. Он также сообщил, что с этого года в экстренных случаях Минфин планирует вводить в регионах, где долговая нагрузка достигает 140% собственных доходов, казначейское сопровождение. Сейчас эта схема применяется в Костромской области (111,07%) и Хакасии (122,55%).

О природе профицита региональных бюджетов рассуждает доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса Байкальского государственного университета Сергей Чупров: "Мне сложно понять причину такого профицита. По логике, наоборот, расходная часть растет быстрее доходной, поэтому более типичным должен быть дефицит, нехватка средств и несбалансированные бюджеты. Математически просматриваются четыре варианта появления профицита в регионах. Доходы могут расти быстрее расходов в отдельных субъектах РФ. Доходы и расходы могут падать, но расходы падают больше. Также расходы и доходы растут, но доход обгоняет расход. Либо доход и расход уменьшаются, но расходы уменьшаются быстрее. <...> Понятно, что происходят определенные процессы в межбюджетных отношениях, которые приводят к излишкам средств. 45 субъектов РФ с профицитом — это неплохо, но в современной экономической ситуации нелогично."

Старший научный сотрудник сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН Ольга Кантор считает данные о профиците в 45 региональных бюджетах негативным знаком: "В профиците вижу две причины. Во-первых, у регионов нет хороших программ, под которые бюджетные деньги могли бы расходоваться. <...> Во-вторых, в субъекты РФ деньги приходят настолько поздно, что освоить просто невозможно в рамках календарного года. <...> То, что 45 регионов имеют профицит — тревожный симптом, потому что в экономике особого подъема не наблюдается, а деньги остаются. Лучше бы они расходовались."

Своей версией причин профицита делится кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного университета Елена Пастухова: "Профицит я могу связать с тем, что власти существенно поработали со структурой региональных бюджетов, а также с доходной и расходной частью. Расходную часть очень существенно ужали. Понятно, что по всем территориям было разное сокращение расходов. <...> Есть опасность, связанная с подобными действиями. <...> При таком подходе экономический эффект достигается, но идут потери в части предоставления услуг. В доходной части бюджета рывка у территорий нет. Также появлению профицита способствовали межбюджетные трансферты из федерального бюджета."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Последние записи в журнале


а если ремешки затянуть ещё на 5 см, то число регионов с профицитом увеличится снова.

?

Log in

No account? Create an account