Previous Entry Поделитесь Next Entry
Образование уводят в бизнес
Минобрнауки недовольно позициями российских вузов в мировых рейтингах, зато отмечает положительный результат в работе опорных университетов.



Об этом на проходящем в Белгороде первом межвузовском форуме "Опорные университеты — драйверы развития регионов" заявила заместитель министра образования Людмила Огородова.

Опорные университеты – проект Минобрнауки. Сейчас в нём участвуют 33 университета, в которых учится более 250 тыс. студентов. Это исключительно региональные вузы, ни Москва, ни Санкт-Петербург в проект не попали. Программа предполагает, что лучшие выпускники будут оставаться в регионе, а затем устраиваться на местные предприятия. Авторы идеи не скрывали намерения добиться повышения качества образования за счет сокращения числа учебных заведений на 10-15%. Обязательным условием для участия в программе является реорганизация: два или более региональных вузов должны объединиться в один.

За 10 лет 41 вуз, имеющий статус федерального и национально-исследовательского, получил из федерального бюджета в общей сложности 114 млрд рублей, напоминает "Коммерсант".

Итогами работы программы развития опорных вузов в Министерстве образования довольны: Людмила Огородова даже предложила заменить определение "региональный вуз" на концепцию региональной экономики, в которой опорные университеты станут драйверами развития регионов. "Опорные университеты должны вместе с властью региона разделить ответственность за развитие области. С точки зрения конкретной задачи, которую поставило министерство образования, это, конечно, повышение качества образования. Мы хотим ликвидировать разрыв между ведущими университетами России и университетами, которые работают в регионах," — подчеркнула Огородова, слова которой приводит издание "Белпресс".

По ее словам, каждый житель страны достоин получить высшее образование, и для этого совсем необязательно куда‑то ехать. Чиновница отметила, во всем мире дети выбирают диплом, исходя из тяги к той профессии, которую хотят получить, а не исходя из того, что где‑то в центре есть университет, который работает лучше. "Наша задача — сделать образование доступным по всем специальностям, которые хочет выбрать ребенок," — подчеркнула замминистра.

В то же время в Минобрнауки по-прежнему не испытывают восторга от того, как идет реализация программы по продвижению российских вузов на международном уровне. На эти цели выделили 50 млрд рублей, однако до сих пор большинство вузов, участвующих в ней (речь идет о программе "5-100") не добились существенных результатов и не попали в ведущие предметные рейтинги.

Несмотря на весьма успешную работу, чиновники призвали активнее заниматься предпринимательством, а также сокращать дистанцию со столичными вузами. Кроме того, участники форума посоветовали бизнесу больше вовлекать себя в науку, так как только в "триумвирате образования, бизнеса и власти" можно "перезагрузить" потенциал страны.

"Возрастает конкурентоспособность вузов — в основном за счет повышения академической репутации. Это самый главный показатель, за счет которого они попадают в рейтинги. Здесь уже не обойтись баллами ЕГЭ или другими отдельными показателями. В первую очередь это исследовательская среда, которая формирует новые заделы образовательных программ, новые секторы экономики," — подчеркнула Людмила Огородова (цитата по "Бел.ру").

Добавим, что в следующем году Минобрнауки собирается расширить список опорных вузов и включить в него еще 50 учебных заведений.

Позицию Огородовой оценивает министр образования Челябинской области Александр Кузнецов: "Я согласен с тем, что сказала Людмила Огородова по поводу работы вузов. Да, догнать столичные, а уж тем более мировые вузы нереально, но стремиться к этому и показывать положительную динамику необходимо. <...>
Если образование будет понимать проблемы бизнеса, то бизнесу будет интересно работать. К сожалению, многие учебные заведения не очень осознают нужды реального сектора экономики. Это одна из проблем, которая есть в системе образования, причем не только в отечественной, но и в мировой. <...> У нас появляются положительные примеры. Сейчас интенсивно начинает развиваться сектор среднего профобразования, причем тот сектор, который расположен внутри вузов. Бизнес видит, что кадры, готовящиеся этим сектором, уже в большей степени отвечают нуждам реального сектора экономики, и начинает поддерживать образовательные учреждения."


Кандидат исторических наук, бывший декан исторического факультета Южно-Сахалинского государственного педагогического института Владимир Кравцов отмечает, что необходимо реформировать систему высшего образования в целом: "Я считаю, что нужно пересматривать вузовскую политику, точно так же, как надо пересматривать систему образования в целом. <...> Высшая школа должна работать не по навязываемым программам, а действовать как самостоятельная организация. Это первая, основная и правовая точка зрения.
Государственные вузы необходимо финансировать из бюджета, тогда будет результат. <...> При таком подходе не нужно будет выдумывать опорные вузы, неопорные и так далее. До революции российские университеты были самостоятельными организациями и прекрасно развивались. <...>
Задача, которую ставит Минобрнауки, из области фантастики. Это телодвижения, имитирующие заинтересованность государства в развитии университетского образования."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account