Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Россияне не доверяют СМИ?

Больше половины россиян доверяют российским средствам массовой информации. Правда, свои позиции существенно сдает телевидение: его продолжают смотреть все меньше жителей страны, при этом все больше сталкиваются с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения.



К таким выводам пришел фонд «Медиастандарт», представивший индекс развития медиасферы-2016 — исследование, выполненное по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

В опросе, касающемся уровня доверию российскому телевидению, приняли участие около 35 тыс. человек со всех регионов России (300-500 человек в каждом регионе). Для его проведения был составлен список из шести вопросов, среди которых — критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, получение новостей из интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.

Согласно результатам исследования, ни в одном российском регионе уровень доверия населения к СМИ пока не опустился ниже 50%: это касается и федеральных, и региональных медиа. Самый низкий уровень доверия к СМИ в целом зафиксирован в Ингушетии, Москве и Тамбовской области — 58%. Самый высокий — на Ямале (73%), в Севастополе (75%) и в Крыму (78%).

Интересно, что в большинстве регионов (61) уровень доверия к местным и региональным СМИ выше, чем к федеральным. Лидерами среди регионов в этом показателе являются Москва (61% против 58%), Санкт-Петербург (68% против 60%), Московская область (60% против 59%). Лишь в 19 регионах показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным. Наибольший разрыв — в Калмыкии (67% доверяет СМИ в целом и лишь 56% — локальным), Тыве (71% против 63%) и Севастополе (75% против 67%). Лишь в пяти регионах жители равно доверяют как локальным медиа, так и СМИ в целом.

Максимальный уровень доверия к региональным СМИ отмечается в Тюменской области, а также ЯНАО и ХМАО — 79%, 78% и 77%, соответственно. Наименьший зафиксирован в Дагестане — 54% (58% в 2015 году). В прошлом году на этом месте находилась Ингушетия (52%), но всего за год индекс доверия вырос сразу на 11 п.п.

Во всех регионах страны более половины жителей продолжают потреблять телевизионный контент ежедневно или практически каждый день. Меньше всего смотрят телевизор в Чечне и Ингушетии — 50 и 56%. Больше всего — в Новгородской области (77%), Ненецком автономном округе, Саратовской и Орловской областях (по 76%).

По словам директора фонда «Медиастандарт» Дмитрия Казьмина, федеральным трендом можно считать и снижение бюджета времени на ТВ у условной «аудитории телевизора»: существенно сократилось количество россиян, уделяющих телевизору по два и более часа в день. Например, в Архангельской области объем такой аудитории сократился почти в два раза — с 55% до 30%. Существенное снижение наблюдается в Санкт-Петербурге — с 44% до 33%, в Крыму — с 56% до 40%, Свердловской области — с 57% до 43%. Казьмин предполагает, что эта тенденция связана с уходом аудитории в другие медиа, в том числе в социальные сети.

Еще одним важным фактором исследователи называют то, что очень многие жители стали отмечать обман или навязывание конкретных точек зрения в СМИ. Если в 2015 г. было лишь 13 регионов, где уровень такой аудитории был 40% и выше, то в 2016 г. насчитывается уже 24 подобных региона. При этом в Москве доля тех, кто столкнулся с обманом или навязыванием СМИ достигла 52% (рост +6 п.п.). В других регионах диапазон варьируется от 24 до 48%. Большинство из тех, кто встречается с не заслуживающим доверия контентом, пытается его проверить в других источниках — от 71% до 86%.

Также фонд «Медиастандарт» совместно с исследовательской группой «Циркон» представили рейтинг российских регионов по уровню развития СМИ. Для расчетов, работа над которыми началась в сентябре, было использовано 50 индикаторов, разделенных на пять частных индексов: состояние среды для работы СМИ; влияние власти, бизнеса и общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления; реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ и медиаконтента.

По результатам исследования все регионы разделены на четыре группы: от наименьшего до наибольшего уровня развития. В итоге, в список субъектов федерации с наиболее развитыми СМИ (рейтинг А) попали Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье и Свердловская область. Всего в этой группе 11 регионов. К категории B со средним уровнем развития СМИ отнесли 30 регионов, к категории C отнесли 33 региона с недостаточным уровнем, наихудший результат D — у 11 регионов.

По сравнению с 2015 г. изменился рейтинг у 23 регионов. Все изменения произошли в пределах одной ступени. Одиннадцать регионов улучшили свое положение, а двенадцать — ухудшили. Так, Приморский край и Ярославская область перешли из группы В в верхнюю группу А. Улучшили свое положение и Чукотский АО, Волгоградская, Кировская, Тверская, Кемеровская, Ивановская области, Ставропольский край и Республика Коми, которые теперь находятся в группе В. Кабардино-Балкарская Республика — единственный регион, покинувший группу D. А вот обратно из группы C в D перешли Псковская и Курская области. Потеряли одну ступень, перейдя в группу В, Татарстан, Челябинская, Калининградская, Тюменская и Ленинградская области. Вологодская, Липецкая, Смоленская и Ульяновская области, а также Удмуртская Республика ухудшили свое положение — из группы В перешли в группу С.

Самые существенные потери понесла Псковская область, потерявшая позиции сразу по трем индексам и опустившаяся в низшую группу. Также по мнению социологов, одним из наиболее важных аспектов, повлиявших на динамику, стал частный индекс аудитории СМИ: из-за его обновления поменялся рейтинг Татарстана, Калининградской, Тюменской области, Республики Коми и Приморского края.

Итоги исследования специально для «Давыдов.Индекс» прокомментировал президент Забайкальской гильдии политологов и социологов Дмитрий Крылов. По его словам, то, что опрос показал недоверие к СМИ у 52% россиян, а также мнение о навязывании точки зрения угодной власти, связано с тем, что граждане стремятся к внешней оценке, и это не их внутреннее убеждение.
— Я считаю, что данные приведенные в опросе, возможно, имеют право на жизнь, но скорее всего, сработал фактор, который социологи связывают с понятием «респондент лукавит». Люди утверждают, что средства массовой информации их обманывают, но другой формулы подачи информации они предложить самостоятельно не могут, значит, они пользуются тем, что есть. При этом дополнительной рефлексии при отборе информации не осуществляют.
Уверен, что в опросах сработал механизм общего, расхожего мнения: «Все, что рассказывают с экранов телевизоров — вранье». Хотя обосновать, почему опрошенные считают СМИ враньем, они не смогут.


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
Фонд «Медиастандарт» представил индекс развития медиасферы-2016
Москва СМИ не верит

Tags: СМИ, интернет, медиа, опрос, социология, соцсети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments