Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Кризис оценили

Стала известна сумма, которую предполагается потратить на реализацию антикризисного плана в 2017 году.

Орешкин

В план на 2017 год, который в понедельник направил в правительство новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин, заложено почти полтриллиона — 488,45 млрд рублей. При этом бюджетных средств хватает только на 3/4 этой суммы (379,7 млрд, или 77,7%), под остальную часть источники финансирования только предстоит найти.

Официально документ называется "План мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики в 2017 году". "Газета" отмечает, что в этом названии отражено изменение целей правительства. К примеру, принятый на 2016 год аналогичный план был озаглавлен "План действий правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году." Т.е. если в этом году ставилась задача стабилизировать ситуацию в экономике и социальной сфере, то теперь нужно придать ей положительную динамику.

Большую часть плана составляют статьи, расходы на которые уже заложены в бюджет 2017-2019 годов. Это бюджетные льготные кредиты регионам, на которые уйдёт 200 млрд руб., и финансирование приоритетных проектов — на работу "проектного офиса" при правительстве выделят 178,9 млрд руб.

В документе аккумулированы предложения Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга и других ведомств по четырём основным направлениям: приоритетные проекты, региональное развитие, стабильность на рынке труда и поддержка отраслей экономики. Если на первые два направления финансирование есть в полном объёме, то на рынок труда и поддержку отраслей, которые суммарно "оценены" в 109,55 млрд рублей, деньги собираются найти по итогам работы в I квартале 2017 года. То есть фактически они будут выделены, скорее всего, не раньше мая.

Что касается предлагаемых мер поддержки отраслей экономики, практически все они повторяют то, что применялось в 2015-2016 годах: субсидии предприятиям, докапитализация фондов отраслей и т.д. Пока из всего этого есть только одно конкретное предложение — докапитализация Фонда развития промышленности на 800 млн руб., причём сам ФРП просит увеличить эту сумму, добавив 17,4 млрд. Но рассмотрение этого вопроса также отложено на "после I квартала", как и проработка конкретных мер поддержки отраслей. Пока в этой части имеется достаточно широкий спектр предложений — как уточняет Ъ, в основном от Минпромторга и Минтранса. И какие из них будут приняты и профинансированы (напомню, пока "висит" без видимых источников средств почти четверть плана — 108,9 миллиардов) — сейчас сказать сложно.

Также в Минэкономразвития обозначили намерение перейти от разовых решений к разработке долгосрочных стратегий развития отраслей. Источник "Ведомостей" сообщает, что министерство намерено "перехватить" контроль над разработкой этих стратегий у профильных ведомств, которые сейчас ими занимаются.

Ъ отмечает, что как раз к середине II квартала 2017 года должна быть представлена готовящаяся Центром стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина "Стратегия социально-экономического развития России", реализацию которой планируют начать в 2018 году. Тогда же начнут и разработку бюджета на 2018-2020 годы. Вероятно, это одни из причин, по которым "заполнение" не обеспеченных сейчас бюджетными средствами пунктов плана отодвинули на несколько месяцев.

Комментируя для "Давыдов.Индекс" представленный МЭР план, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета Алексей Шумаков заявил, что его нельзя назвать антикризисным: "Любая программа развития предполагает расходы не только на текущую поддержку отрасли в течение года, когда ей не хватает денег, но и на то, чтобы в этой отрасли появились новые технологии, новые предприятия, какие-то новые виды оборудования, новые модели выпускаемой продукции, создание объектов инфраструктуры. Это всё требует определенного анализа. <...> А о её эффективности судят уже по результатам. Если вложение средств в то или иное направление принесло ожидаемые результаты, в том числе мультипликативные эффекты, то говорят об эффективности технической политики государства. И сейчас речь идёт именно об этом. А вот что касается антикризисной политики, то антикризисными являются разного рода меры и действия, предпринимаемые государством и направленные против разных явлений, наблюдаемых в период кризиса. <...> Поэтому представленный документ можно назвать программой развития, а не антикризисным планом."

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин в целом положительно отзывается о представленном плане: "В следующем году потребность в бюджетных кредитах у регионов будет намного меньше. <...> Доля бюджетных кредитов (в структуре долгов регионов — Д.И.) за последний год сильно выросла. И коммерческие кредиты достигли низких отметок. Немного проблему решили. <...>
То, что правительство наконец начинает как-то ограничивать перечень отраслей, которым оно помогает, это хороший знак. Это означает, что мы наконец начинаем понимать, какие у нас приоритеты. <...> Мы начинаем понимать, что у нас есть отрасли, которым нужно помогать в первую очередь. <...> И здесь всё выглядит логично."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
СМИ: новый глава МЭР представил план повышения темпов роста экономики
Кризис для Минэкономики закончен
В антикризисном плане правительства нет реформ и не хватает денег
Кризис потушат за полтриллиона

Tags: 2017 год, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития, кризис, промышленность, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment