Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Приватизация всё?

Правительство собирается аннулировать закон "О приватизации" и изменить ряд законов, устанавливающих порядок совершения сделок с госимуществом, в т.ч. проведения госзакупок.



По итогам совещания, прошедшего у первого вице-премьера Игоря Шувалова 19 октября, принято решение унифицировать все процедуры закупок и торгов, в том числе любые имущественные сделки с госучастием, включая приватизацию. Для этого готовятся поправки в законы о госзакупках и контрактной системе. Помимо внесения поправок будет аннулирован ФЗ-1789 "О приватизации". Таким образом планируется создать некий единый "кодекс госсделок", который будет регулировать все эти сферы сразу.

Ъ напоминает, что поручение разобраться с проблемой запутанности и непрозрачности процедур в сфере госзакупок, приватизации и сделок с госимуществом вообще президент дал в июне этого года после жалоб представителей "Деловой России". На данный момент подготовлено два варианта этого решения — один от Минэкономразвития, другой от Минкомсвязи и ФАС.

Представленный МЭР законопроект "Об открытых торгах" сейчас на стадии общественного обсуждения, а комплекс поправок к закону "О защите конкуренции" от Минкомсвязи и ФАС уже около двух лет ждёт второго чтения в Госдуме. Но к сегодняшнему дню разработка первого проекта приостановлена, а на второй правительство решило дать отрицательный отзыв. Вместо этого, отмечает издание, проблема будет урегулирована "в законодательстве о контрактной системе".

В связи с этим ФАС и МЭР должны не позднее 1 февраля следующего года представить пакет поправок в законы о закупках госкомпаний и контрактной системе. В поправках должны быть учтены "отраслевые особенности подготовки и проведения торгов по реализации имущества и имущественных прав", в т.ч. на электронных площадках, отобранных для проведения госзакупок. Также в них должны быть включены нормы, описывающие полномочия правительства по установлению таких "особенностей".

Источники Ъ уточняют, что под "особенностями" подразумевается в первую очередь порядок приватизации крупных госпакетов акций или других существенных активов — процедура проведения таких сделок должна будет определяться индивидуально особыми постановлениями правительства. Как высказался один из источников в Минэкономики, "такого счастья, как обеспечение заявки по покупке "Роснефти", универсальные электронные площадки не дождутся". Подтвердили такую точку зрения и в правительстве.

Комментируя планируемые изменения в части торгов по продаже имущества банкротов, собеседник издания уточнил, что речь идёт опять же только о госимуществе: "частный сектор новации не затронут". Вместе с тем некоторые эксперты, работающие на этом рынке, замечают, что немалая часть имущества банкротов заложена в госбанках.

Замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, отвечающий в министерстве в том числе и за сферу госзакупок, уточнил, что это не первая попытка свести все сделки с госимуществом на электронные площадки для госзакупок: ранее с таким предложением выступал вице-премьер Игорь Шувалов. Однако на практике унифицировать систему связанных с госимуществом аукционов оказалось трудно — возникли сложности из-за того, что разные виды сделок (приватизация, купля-продажа, аренда, распродажа заложенного и арестованного имущества и т.д.) регулируются разными нормативными актами и проводятся по разным процедурам. Теперь, отмечает Елин, все их решили "погрузить" в контрактную систему и таким образом унифицировать процедуры и нормы.

По мнению Елина, реализация предложенных шагов приведёт к прекращению действия ФЗ "О приватизации", но в то же время не повлияет на полномочия Росимущества и "имущественного блока" правительства по проведению приватизации. Он отмечает, что цель преобразования — сделать систему электронных торгов более прозрачной. Замминистра также выразил уверенность, что соответствующие законопроекты могут быть приняты уже на следующей сессии Госдумы.

В Минкомсвязи также поддерживают инициативу правительства. Замглавы министерства Михаил Евраев указывает на убытки, которые возникают из-за многообразия процедур: "Нормы о единых конкурентных процедурах нужно вводить как можно быстрее: страна ежедневно теряет бизнес-среду и бюджетные деньги."

В аппарате Шувалова подтвердили информацию о начале проекта по унификации сделок с госимуществом, уточнив, что в готовящихся поправках к законам помимо всего прочего будет прописана и ответственность участников торгов за недобросовестную деятельность.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов согласен с тем, что система госзакупок и сделок с госимуществом вообще нуждается в изменении, но вместе с тем замечает, что нужно не прописывать всё до мелочей, а менять общие принципы строения системы: "Я считаю, что в вопросах госзакупок и приватизации мы пошли по такому пути, где всё пытаемся описать досконально. И заранее добиться строгого выполнения всех пунктов. <...> Во многом наши законы неплохие. Вся проблема в правоприменении, то есть когда мы их начинаем применять, начинаются всякие отклонения.

И поэтому будет неправильно, если мы пойдём по пути дальнейшей детализации и закручивания гаек. <...> Нужно подходить по-другому. Посмотрите на экономики развитых стран. Там в решении подобных вопросов придерживаются общепринятых принципов, так называемых правил игры.

В случае отступления от правил российский чиновник всегда имеет возможность оправдаться. И наказание в, условно говоря, пять тысяч рублей административного штрафа несоизмеримо с миллиардными потерями из-за его неправомерных действий. Чем больше мы прописываем правил, тем больше, с моей точки зрения, мы создаём безответственности. <...>

Законы о закупках — одни из самых коррупционных. Но изменить систему можно только созданием общих принципов, а не дополнительным закручиванием гаек."


Директор по развитию НП "Национальная ассоциация институтов закупок" Алексей Ульянов в эксклюзивном комментарии для "Давыдов.Индекс" заявляет, что правительство использует изначально неверный, по его мнению, подход к решению проблемы: "Есть желание свести всё к одной электронной площадке либо создать универсальные площадки, которые будут заниматься всеми видами торгов, не только госзаказом и продажей имущества. <...>

Моё мнение, что в очередной раз речь идёт о шашечках, а не ехать, как в известном анекдоте. Все обсуждают процесс, кто будет рулить, собирать "абонентскую плату", а не о форме приватизации, не о масштабах участия. Мы за малую приватизацию или за большую, или мы за псевдоприватизацию, как в случае с "Башнефтью". Почему все забывают о том, что в приватизации могут участвовать граждане? Положительный опыт есть, например, в той же Германии.

Позиция ФАС меняется в зависимости от воздействия различных структур, и сегодня ФАС может быть за пять площадок, завтра — за десять, послезавтра — за три. Поэтому позиция, думаю, несколько раз ещё будет корректироваться. Обидно, что регуляторы больше думают о форме, а не о содержании этой самой приватизации."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Источник: Закон о приватизации уходит в прошлое

Tags: Игорь Шувалов, Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФАС, госзакупки, правительство РФ, приватизация, реформы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments