Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

Школы уплотнят?

Руководство страны хочет избавиться от вторых и третьих смен в российских школах.

Дневник

Вчера в Кремле состоялось очередное заседание координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в котором приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, министры, руководители общественных организаций и ведомств.

В ходе заседания обсудили много вопросов, но я хотел бы остановиться на одном. Руководитель администрации президента Сергей Иванов заговорил о необходимости улучшения условий, создаваемых для школьников. В частности он отметил, что сейчас 2 миллиона детей вынуждены заниматься во вторую, а то и в третью смену. По мнению Иванова, с этой проблемой следует что-то делать, чтобы избавиться от вторых и третьих смен.

Действительно, многие школы, особенно в крупных городах с высокой плотностью населения, сейчас переполнены и там вынуждены распределять учеников на две-три смены, чтобы иметь возможность обучать всех. И решений у этой проблемы, по мнению специалистов, несколько. Приведу три основных.

Первое, самое простое решение — уплотнение школ, увеличение численности учеников в одном классе. Этот ход позволяет моментально ликвидировать "лишние" смены. Однако в этом случае страдают все: учителя — от значительно повышающейся нагрузки, ученики — от ухудшения условий обучения: при таких условиях каждому ученику в отдельности достаётся меньше внимания преподавателей, от чего снижается эффективность подачи материала и ухудшается его восприятие.

Другое решение — увеличение штата школ, привлечение преподавателей, которые могли бы обучать детей не посменно, а одновременно. Но тут уже требуются серьёзные расходы на зарплату преподавателям и расширение школ: во многих из них просто не найдётся помещений для новых классов.

Третий, самый затратный и требующий времени путь — строительство новых школ. Дополнительная его сложность в том, что не во всех городах найдутся участки земли в "перегруженных" детьми районах, где можно было бы построить школу. А возить детей на занятия в другой район города захотят явно не все.

Конечно, с точки зрения удобства для детей предпочтительнее второй, а лучше третий вариант. Но, мне кажется, с учётом имеющейся экономической ситуации в качестве приоритетного будет выбран первый. Возможно, это и оправдано: как известно, всплески рождаемости возникают периодически, и сейчас наши школы переживают "последствия" одного из них. Однако уже через 5-8 лет учёные прогнозируют серьёзный спад рождаемости — а значит, ещё через 7-8 лет учеников станет меньше и эти дополнительные классы и школы никому станут ненужными.

Получается, с одной стороны, нужно расширять имеющиеся школы и строить новые, а с другой — потом это станет инвестициями "в никуда". Непростая дилемма.

Что не так?

Tags: Сергей Иванов, образование, школа, школьники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal