Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Выборы-2016. Повестка региональных элит

Значительную роль в формировании нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы – традиционно играют региональные элиты.



За счет контроля над политическими и финансовыми ресурсами, сосредоточенными в пределах определенных территорий, представители региональных элит являются силой, способной стать как опорой для действующей власти, так и резервом для кооптации лидеров парламентской (системной) и внепарламентской (несистемной) оппозиции.

Местные элиты играют ведущую роль в гармонизации интересов и урегулировании конфликтов между региональными властями и федеральным центром. В руках региональных элит сосредоточена значимая часть реальных ресурсов и рычаги влияния на центральную власть. Политическая, деловая и общественная элита на местах имеет возможность, как стимулировать социальные процессы, так и замедлять их, вплоть до полной остановки.

Под региональной элитой обычно понимается конгломерат лиц, занимающих статусные позиции и ключевые посты в структурах власти и органах местного самоуправления, непосредственно влияющих на процесс принятия политических решений, то есть так называемый губернаторский корпус.

В местную элиту включают также акторов политического процесса, которые, не являясь субъектами властных отношений на местах, тем не менее способны серьезно на них влиять (общественные, профсоюзные, религиозные и этнические лидеры, деятели культуры, крупные коммерсанты и даже бандиты). К региональной элите относят также парламентариев, представляющих регион на общенациональном уровне.

Через своих представителей в Государственной Думе и Совете Федерации региональные элиты ведут борьбу за свои статус и влияние в общегосударственной политике, то есть обретая собственную субъектность на федеральном уровне.

Обычно выделяют три уровня политического влияния региональной элиты на федеральном уровне:

- Лоббирование экономических интересов (то есть распределение бюджетных трансфертов, субсидий, квот и преференций) в пользу своего региона в федеральных органах исполнительной власти;

- Влияние на законотворческий процесс через Государственную Думу и Совет Федерации;

- Влияние на электоральный процесс в через поддержку определенных партий.

Место, роль и уровень влияния региональных элит на общенациональный политический
процесс в России обычно неустойчив и зависит от отношений конкретного губернатора с федеральным центром.

Выдвижение представителей региональных элит на федеральный уровень обычно происходит в процессе их саморегулирования. С помощью выборов в Госдуму местные элиты избавляются от слишком ярких элементов регионального пейзажа, в силу разного рода обстоятельств нарушающих внутриэлитный консенсус: тех, кто приобрел чрезмерное политическое или экономическое влияние, угрожающее сложившемуся балансу сил и интересов, тех, кто находится в сложных отношениях с региональной исполнительной властью. Не следует упускать из виду и профессиональных лоббистов с определенными компетенциями и полномочиями для отстаивания конкретных интересов региона.

В свою очередь задача федеральных властей – кооптировать из регионов людей максимально способных к планомерной систематической работе. Таким образом, Государственная Дума является в некотором смысле плавильным котлом, который перерабатывает «несистемные элементы» из регионов, превращая их в агентов влияния на обе стороны политического процесса. Выдавленные на федеральный уровень представители региональных элит в ряде случаев впоследствии возвращаются на высокие посты в свои регионы уже в качестве проводников интересов Москвы.

Tags: Государственная Дума, выборы, регионы России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

Recent Posts from This Journal