Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Как убирают снег. Зарубежный опыт

На дорогах России зимой часто образуется каша из грязного снега и реагентов, которая затрудняет проезд для автомобилей и делает в несколько раз сложнее прогулку по тротуару. Кроме того, граждане прощаются со своей зимней обувью — реагенты с легкостью убивают ботинки за пару месяцев. Соль разъедает нитки на прошитой обуви, в результате чего та приходит в негодность.

Чиновники в ответ на критику заявляют, что снежная каша на дорогах — это наименьшее из зол. Ее наличие свидетельствует о том, что реагенты свое дело выполняют, ведь в ином случае россиянам пришлось бы передвигаться по скользкой наледи.

Но есть ли в наших погодных условиях какая-нибудь альтернатива реагентам? Давайте для этого разберемся, как обстоят дела с уборкой снега с других странах, и что может нам предложить зарубежный опыт.




США и Канада
В США штатов, где случаются обильные снегопады не так много, поэтому крупных городов, страдающих от специфических зимних транспортных проблем в стране мало. Уборка снега в таких городах, как правило, разделена на три зоны ответственности — основные улицы и крупные магистрали чистятся силами муниципальной техники, дороги и улицы поменьше убирают частники, работающие на государственном контракте.



Ну а пространство, непосредственно прилегающее к частным домам обязаны чистить сами владельцы этих домов. Те жители городов, которые не удосужились очистить от снега прилегающую к дому территорию в течении 24 часов получают штрафы.
С технологической точки зрения уборка улиц в США отличается от московской даже в худшую сторону — там дороги посыпают не хлоридом натрия, как в столице, а хлоридом магния. Этот реагент в больших количествах добывают на Великих озерах и он известен тем, что еще больше разъедает металл, принося урон автовладельцам и городскому хозяйству.

Но с точки зрения организации труда, уборка снега в США происходит гораздо более оперативно. Поэтому опасный реагент в среднем лежит на американских улицах гораздо меньшее время. Это касается не только городов, но и федеральных трасс. Вот, к примеру, как убирают снег с «хайвэя» в штате Миссури. Эти машины, названные Tow Plow, сегодня убирают трассы по всей Америке.



В Канаде крупные города засыпает зимой снегом не меньше, чем в России. И для уборки улиц там также не скупятся на реагенты — в некоторых городах, вроде Ванкувера, их просто высыпают ровным слоем на асфальт так, что того становится даже не видно. Причем пользуются все тем же хлоридом магния — автовладельцам не позавидуешь.

С другой стороны, в Канаде намного лучше налажена уборка снежной каши, которая остается после срабатывания реагента, плавящего снег. Если в Москве такая каша может пролежать чуть ли не до самой весны, то в городах Канады ее оперативно свозят на снегоплавильные установки, где очищенный и растопленный в воду снег сливается в канализационные стоки.



Снегоплавильные установки есть и в Москве, но, по заявлениям столичных чиновников, техники все равно не хватает — именно поэтому каша из снега и реагентов убирается с дорог несвоевременно.

Что касается Канады, то эта страна является пионером в технологии плавления снега — именно в Торонто в 70-х годах впервые начали применять мобильные снегоплавильные установки.

Многие спросят — а зачем вообще топить снег, ведь его можно просто вывезти за город или сбросить в реку, как это делали раньше? Дело в том, что современный снег впитывает в себя все то, чем так богат большой город — выхлопы машин и растворенные химические реагенты, мусор и песок. Если эту снежную массу не очищать, по весне придется иметь дело с настоящей экологической катастрофой.

Скандинавия и страны Центральной Европы
В Финляндии, Швеции или Дании снега выпадает ничуть не меньше, чем в средней полосе России. Но реагенты в городах этих стран практически не используются — власти отказались от них по причине вреда для городского хозяйства и окружающей среды.
Тоже самое касается и центральной Европы — в Берлине, к примеру, соль разрешено сыпать только на опасных участках дорог. Правда, это та же самая соль, что лежит и на наших дорогах — европейцы закупают ее на российских предприятиях.

В остальных местах применяется обычная уборка снега вместе с рассыпанием абразивных материалов — гравия или каменной крошки. Материалы используются неоднократно — после применения их собирают вместе с вновь выпавшим снегом, отсеивают и используют заново. По весне их остатки собирают специальным пылесосами. Именно по этой причине во многих странах отказались от использования песка — его слишком трудно собрать, что бы повторно применить.

Данный метод не избавляет от гололеда, но позволяет заметно улучшить сцепление с дорогой. Но в случае с автодорогами, работает он только при одном условии — если снег был вовремя счищен. В Германии, Австрии и Швейцарии принято счищать снег до асфальта, в то время как в скандинавских странах оставляют несколько сантиметров. Оставшийся снег укатываются вместе с гравием, в результате получается поверхность, сцепление с которой не сильно хуже, чем с дорогой.

Главным условием успешности данного метода остается оперативность коммунальных служб. Именно поэтому в крупных городах Финляндии или Швеции круглосуточно дежурит снегоуборочная техника, готовая в любой момент выйти на улицы для борьбы с последствиями снегопада. «Это похоже на какую-то военную спецоперацию», — именно так охарактеризовал корреспондент СNN действия снегоуборщиков в Хельсинки несколько лет назад.

Если же снега падает так много, что никакие меры уже не помогают, то в этом случае даже финский город может «встать». Конечно, это не будут московские заторы на десятки километров — все же Хельсинки в несколько раз меньше нашей столицы, но прождать на остановке час в ожидании автобуса вполне реально.

Что касается уборки автотрасс, то здесь скандинавские страны известны своими скоростными машинами для чистки снега. К примеру, финский снегоуборщик Sisu способен разогнаться до 90 км/ч, в то время как отечественный КамАЗ убирает снег, как правило, на скорости не более 40 км/ч. А вот на какой скорости чистят снег в Норвегии:



В Швеции уборка снега не могла обойтись без какой-нибудь инновации. Однажды ученый Торгейр Ваа решил усовершенствовать метод укладки снега вместе с аброзивными материалами и предложил распылять на утрамбованный снег песок в пропорции 7 к 3 с обычной горячей водой.

Это позволяет песку вплавляться в снежную массу и сохранять хорошее сцепление с дорогой гораздо дольше — до 7 дней, если за это время не выпадет новый снег. Этот метод используется в некоторых городах Швеции с 2004 года, но он требует специальной дорогой техники.

Япония, Исландия
Если в Европе от использования реагентов возвратились к старым методам борьбы со снегом и гололедом, то в Японии и Исландии используют для борьбы с природой саму природу.

Известен тот факт, что в городах Исландии дома отапливаются водой из геотермальных источников. Ей же отапливаются специальные теплицы для выращивания экзотических фруктов, а также дороги и тротуары. Трубы с природным кипятком проложены таким образом, что захватывают пространство городских улиц, в результате чего снег на поверхности моментально тает и дороги с тротуарами остаются чистыми. Трудно придумать более экологически чистый способ уборки снега.

Этот же способ используется и в японском городе Саппоро. Там за год выпадает до 5 метров снега, а это в 3 раза больше, чем в Москве. Местные власти устали от бесконечной расчистки тротуаров, поэтому установили подобные обогревающие дороги батареи, правда, только в центре города.

Кроме этого, жители Саппоро по закону обязаны расчищать от снега пространство перед своими домами. Многие горожане, не желая тратить на это время и силы, устанавливают перед домом аналогичные подземные батареи. Стоят они не больше 10 тысяч долларов.
Тем не менее, на тех улицах Саппоро, где обогрев не установлен, гололед — обычное явление, так как обрабатывать их реагентом в стране запрещено. Техническую соль (хлорид натрия) сыпят только на автотрассы, чтобы избежать образования льда под машинами, ведь шипованная резина в стране также запрещена. Так что решить обогревом все проблемы большого города нереально.

При этом в некоторых северных районах Японии снега выпадает еще больше. За ночь может выпасть несколько метров осадков. В результате этого трассы оказываются полностью засыпанными. В таком случае трассу освобождают с помощью специальной техники лишь вдоль разметки, оставляя по бокам высокие снежные стены. В результате получается впечатляющий снежный коридор, посмотреть на который ездят даже туристы из других стран.






Новая Зеландия
В этой далекой и горной стране снегопады также нередкое явление. Правда, несмотря на снег, температура в городах этой страны все равно редко падает ниже нуля. Это дает возможность властям использовать на улицах такой реагент, как кальциево-магниевый ацетат. Он практически безвреден для металла и экологии, но перестает работать при температуре ниже минус 7 градусов по Цельсию. Так что в Москве перенять новозеландский опыт не получится.

Из полностью безвредных для экологии материалов против обледенения применяет мочевину — ей покрывают, в частности, подвесные мосты, так как мочевина наименее способствует коррозии металла. Но применять ее в большом городе не получится из-за низкой эффективности и дороговизны вещества.

На этом заканчиваются не только существующие методы уборки снега, но и страны, вынужденные к ним прибегать. Московским властям, если они все же решаться на отказ от химических реагентов, есть из чего выбирать.



Tags: погода, снег
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments