Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Categories:

Толстые дети пойдут в особые школы

В Москве предлагают создать специальные школы для толстых детей.



С таким предложением обратился в московский департамент образования глава Российского клуба толстяков Сергей Назаров. В своём обращении он предлагает проводить в школах уроки толерантности к людям с избыточным весом, на которых учителя и специалисты (диетологи, психологи и т.д.) должны объяснять детям, что человек может быть толстым не только из-за лени, но и по другим причинам — например, из-за болезни. Также Назаров предлагает "в качестве эксперимента" создать специальные школы для полных детей, где они были бы защищены от насмешек; в этих школах, по его словам, должны быть особые уроки физкультуры.

Назаров пишет: "В школьной среде травля детей с лишним весом — обычное явление. Одноклассники могут доводить такого ребёнка до слёз, до нервного срыва, до депрессии. Не все они знают и понимают, что толстый ребёнок обычно сам нисколько не виноват в том, что он толстый. У него может быть заболевание, которое стало причиной набора веса, или нарушенный обмен веществ." Он отмечает, что учителя не в состоянии пресечь всю агрессию по отношению к детям с излишним весом, в то время как ребёнок может получить сильную психологическую травму.

По мнению Назарова, чтобы избежать проявлений такой агрессии, следует проводить разъяснительную работу: "Очевидно, что уже в садах и школах нужно рассказывать детям о том, каковы могут быть причины набора веса, чтобы они знали, как этого избежать. Также нужно формировать толерантное отношение к людям с лишним весом." Он просит рассмотреть возможность введения специальных разъяснительных занятий.

О создании школ для полных детей в обращении говорится так: "Сейчас есть школы для детей с инвалидностью — они учитывают потребности именно детей-инвалидов. В школах для детей с лишним весом также были бы более подходящие для них условия, например, уроки физкультуры были бы адаптированы специально для них. Нередко толстые дети вообще не ходят на физкультуру в обычных школах, потому что стесняются своего вида и не могут выполнить некоторые упражнения. В таких школах дети были бы защищены от нападок и придирок."

Поднятая Назаровым проблема реальна, с этим трудно поспорить. Как рассказал главный внештатный специалист-диетолог Минздрава России Виктор Тутельян, сейчас 9% детей в России страдают ожирением, ещё 11% имеют избыточную массу тела. Наверняка почти в каждом классе есть хотя бы один ребёнок с лишним весом, над которым издеваются сверстники. И дети не просто не знают, каковы могут быть причины лишнего веса — они в общем-то и не хотят этого знать. В силу присущего детям максимализма им достаточно найти причину, выделить "не такого" из общей массы.

Психологи считают, что "уроки толерантности" вроде предложенных Назаровым могут принести пользу. Вот что говорит психотерапевт Ольга Троицкая: "Это особенно важно для младших классов, потому что в этот период дети воспринимают школу как место, где говорят истину. Также важно проводить подобные беседы с подростками 11–12 лет. В этом возрасте дети обращают большое внимание на свой внешний вид. Если они собой недовольны, то агрессию они выплескивают на "рыжего", "некрасивого", "толстого". Нужно проговорить, что человек, который поправляется, не обязательно много ест. Он, к примеру, может иметь пищевую зависимость (а это болезнь), у него могут быть особенности гормонального фона. Ещё одна задача таких уроков — рассказать о здоровом питании. Также нужно показать толстых детей в выгодном свете. Потолстеть человек может в любом возрасте, а эти школьники уже не понаслышке знают, как бороться с лишним весом."

Руководитель центра "Счастливая семья" психолог Ирина Корчагина считает, что работать надо не только с детьми и их одноклассниками, но и с родителями: "Огромное количество родителей не замечают недостатков своих детей, — сказала она. — Очарованные чадом, они теряют ориентиры — как правильно кормить школьника, какая у него должна быть фигура, что красиво для него, а что — нет."

Корчагина, как и многие другие её коллеги, выступила категорически против создания "школ для толстых". По её словам, школа не только даёт знания, но и учит жизни, в ней создаются не тепличные, а приближенные к реалиям жизни условия: "В школе должны обучаться разные дети — глупые и умные, злые и добрые, жёсткие и милосердные. Школьник за 11 лет должен научиться противостоять плохому. <...> Пару раз маленькому человеку укажут на его проблемы, и он станет сильнее со временем, он начнёт работать над собой, исправляться. Он скажет родителям — не нужно меня закармливать, если я не хочу." Кроме того, по её мнению, предложенный Назаровым шаг не избавит полных детей от издевательств. Они продолжатся, но по другим поводам: "Всё равно кто-то худее, кто-то толще. Один — рыжий, другой — тёмненький."

В самом деле, как выше правильно отметила Ольга Троицкая, причина детской агрессии — в самих детях. Такое же бывает и со взрослыми: злясь на свои реальные или придуманные недостатки, мы срываем зло на окружающих, выискивая и преувеличивая недостатки в них. И "выделение" полных детей в отдельные школы никак не уменьшит степень их мнительности и самокритичности. А может, и увеличит. И что мы тогда получим на выходе? Толпу озлобленных на себя и мир людей, не умеющих общаться, взаимодействовать, слушать других? Эти люди будут обижены на общество. Они будут думать, что все считают их ущербными и поэтому их вместо обычной школы загоняют в "гетто".

Сейчас идея Назарова выглядит логично и, может, даже благородно: нет разницы во внешнем виде детей в спецшколе, нет повода для насмешек — значит, и здоровье детей уберечь можно. Но если взглянуть на проблему глубже, то всё не так уж и хорошо выглядит.

Ну, как-то так.

Tags: Москва, дети, здоровье, образование, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal