Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

РЖД-2016: как будет?

В начале года многие компании традиционно подводят итоги 2015-го и строят планы на наступивший год. Только от РЖД что-то ничего не слышно.



Странная картина. Хотя было бы любопытно услышать об итогах и планах монополиста, тем более что в ушедшем году сменился руководитель компании. Олег Белозёров неоднократно заявлял о пересмотре приоритетов, разработке новой системы тарифов, продаже непрофильных и откровенно мешающих развитию активов и т.д. Но это всё были больше декларации о намерениях, а полноценной стратегии, плана развития на ближайшее время мы так и не увидели.

В связи с этим вспоминается история почти годичной давности, ещё якунинской эпохи. Тогда РЖД подверг серьёзной критике президент Владимир Путин. Причиной стали непрозрачные тарифы на грузопассажирские перевозки, сделка по закупке 140 вагонов для скоростных поездов в Испании и другие неразумные, с точки зрения президента, шаги РЖД.

Напомню, в начале прошлого года резко выросли тарифы РЖД на перевозки. В частности тариф на пригородные перевозки электропоездами подскочил сразу в среднем на 25%, хотя в предыдущие годы рост составлял бквально несколько процентов. В связи с этим Владимир Путин сказал: "Я совсем не настаиваю на том, чтобы опять спустились до 1%, но прыгать с 1% до 25% – это тоже странное решение. Был 1 процент, стало 25. А нельзя было спокойно, постепенно, своевременно всё это делать? <...>

Нужно, чтобы было понятно, как формируется тариф пригородными компаниями. Они должны "раскрыть" этот тариф: формирование этого тарифа, структуру этого тарифа. И без активной позиции Федеральной тарифной службы ничего здесь не получится, нужно поручить им заняться этой работой.

Повнимательнее к этому относитесь, неформально. Ситуация, при которой, скажем, в Марий Эл средний тариф был 22 рубля, а стал 89, в Забайкальском крае был 22, а стал 90, – это ненормально. Поезда не должны ходить пустыми. Иначе это просто формальное отношение к тому, о чём мы здесь договаривались. Я прошу повнимательнее."


Но вопрос с тарифами на электрички тогда удалось решить оперативно и вроде бы качественно. А с закупками вышло сложнее: на тот момент сделка, заключённая ещё в 2011 году была завершена на 85%, почти все деньги уплачены и почти все вагоны (120 из 140) уже получены. И тем не менее у главы государства возникли вопросы и по ней: "В современных условиях, не буду сейчас говорить, чем они характеризуются, так важно закупать этот подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий?

Понимаете, что я имею в виду? 140 вагонов в Испании закупили. Почему? Именно сейчас это нужно сделать? Я понимаю, что и авиаторы хотят иметь полноценный современный парк, и железнодорожники. Но это нужно сейчас сделать?"


Позже была даже версия, что именно этот выговор от президента и стал одной из причин последовавшей спустя почти полгода отставки Владимира Якунина. На смену ему пришёл Олег Белозёров, и в числе первых он сделал заявление о начале проработки новой системы тарифов на грузовые и пассажирские перевозки - более прозрачной и, что важно, более выгодной для пассажиров и грузоотправителей. Первые результаты этой работы мы сможем увидеть уже в конце этого года: новые тарифы должны ввести во втором полугодии.

Пока Белозёров старается обойтись без решений, подобных тем, за которые РЖД получало негативную реакцию со стороны и руководства страны, и населения. В частности, в 2016 году компания не получит субсидии "на поддержание финансовой устойчивости" (в предыдущие годы - около 30 млрд рублей ежегодно). Необходимые средства будут получены за счёт продажи долей в дочерних предприятиях.

Кроме того, в начале декабря Олег Белозёров сообщил в интервью, что уже есть планы по реализации инвестиционных проектов как внутри страны, так и за её пределами - с участием партнёров из Европы и стран БРИКС. Частично эти проекты будут профинансированы из бюджета (на это выделены субсидии), но немало вложится собственными средствами и РЖД. Предполагается, что проекты начнут приносить прибыль через достаточно небольшое время.

В общем и целом намерения хорошие, оптимистичные. Но пока это только намерения. Если вспомнить, то и Якунин несколько лет назад тоже делал схожие заявления, дальше которых дело не пошло. Как будет в этот раз - зависит во многом от нового главы и от того, насколько последователен он будет, не "сдуется" ли. Теперь он уже не новичок и спрос с него будет другой.

Как думаете, что ждёт РЖД с Олегом Белозёровым в 2016 году?

Развитие, повышение прибыльности, новые выгодные тарифы
4(6.9%)
Ничего хорошего, только цены поднимут
26(44.8%)
Скатится до состояния "как при Якунине"
12(20.7%)
Будет хуже, чем при Якунине
10(17.2%)
Свой ответ (в комментариях)
2(3.4%)
Мне всё равно
4(6.9%)


Tags: 2016, Белозеров, РЖД, опрос, прогнозы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments