
По данным министерства, сокращение производства в ноябре с исключением сезонности составило 0,6%. Это связывают с падением потребительского спроса и уменьшением реальных доходов населения. В отчёте по результатам мониторинга за ноябрь отмечено: "На фоне сокращения потребительского спроса и довольно высокой и продолжающей расти склонности к сбережению <...> темп спада производства легковых автомобилей в ноябре 2015 года резко увеличился и составил более 22%, в то время как в октябре производство легковых автомобилей сократилось на 11% по отношению к октябрю предыдущего года. Есть основания ожидать сохранение этой тенденции и в последнем месяце текущего года."
Также усилился и спад производства строительных материалов в годовом исчислении: кирпича - до 12,6% (в октябре годовой спад составлял 8,9%), а цемента - до 17,1% (4,5% в октябре). В лёгкой промышленности наибольший спад произошёл в производстве обуви, одежды и других изделий из кожи и тканей: "Отрицательная динамика производства тканей хлопчатобумажных (95%), льняных (82,7%) и шерстяных (80,8%) вызывает опасение за невосполнимость прежнего уровня производства."
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в ноябре осталось на октябрьском уровне. Добыча полезных ископаемых сократилась на 0,3% по сравнению с октябрём, а обрабатывающие производства - на 0,5%.
Пищевая промышленность пока растёт, но темпы роста существенно замедлились по сравнению с предыдущими месяцами: "Двузначные темпы роста пищевой промышленности, особенно в сегменте санкционных продуктов (мяса и сыров), в ноябре больше не наблюдались. Причиной этому послужили как нехватка сырья, так и, возможно, исчерпанный эффект импортозамещения."
Общий спад производства повлиял на сокращение оборота розничной торговли. По данным Росстата, в ноябре этот показатель упал на 13,1% в годовом исчислении - по словам специалистов, это худший показатель за последние 20 лет. Причём наибольший спад выявился по непродовольственным товарам, на которых экономят чаще всего - на 14,6%.
В Минэкономразвития считают, что помимо спада производства на потребительский рынок влияют сокращение реальной зарплаты россиян (за 11 месяцев - на 9,2% к аналогичному периоду 2014 года) и рост цен (на 15,8% по отношению к январю-ноябрю 2014-го). В том числе и из-за этого люди стали более тщательно планировать свои расходы и экономить, в первую очередь на промтоварах.
Отмечу, что все цифры приведены уже с учётом сезонных особенностей рынков. То есть списать какую-то часть на снижение деловой активности перед окончанием года вряд ли выйдет. Так что картина получается не самая оптимистичная. Но тем не менее многие эксперты считают, что начавшееся в ноябре и продолжающее в декабре сокращение активности производства и бизнеса - своеобразное "затишье", цель которого - подкопить ресурсы для того, чтобы создать "страховку" на случай непредвиденных рисков в начале года, а с января опять будет рост. Достаточно своеобразная версия, но всё-таки.
Что не так?