Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Мы стали меньше тратить. На что?

Сегодня опубликованы сразу два интересных исследования, касающихся изменений в структуре потребительских расходов россиян.



Не буду приводить сухие цифры подробно, опишу результаты этих исследований коротко. Специалисты "Ситибанка" выяснили, что представители "среднего класса" увеличили свои расходы на еду, одежду, товары для дома и электронику на 8% по сравнению с 2014 годом. При этом общее количество покупок сократилось, т.е. увеличение расходов произошло в большей степени из-за роста цен. В банке отмечают, что в декабре ожидается уменьшение расходов их клиентов по сравнению с декабрём 2014-го на 7% - до 51,3 тыс. рублей в среднем.

В то же время по результатам опроса, проведённого Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), о негативном влиянии инфляции на структуру расходов заявили 85% россиян. Причём 48% сказали, что они стали экономить на всём, но пока сохранили расходы на питание, а 37% - что рост цен оказался для них существенным и они стали экономить в том числе на продуктах. Помимо продуктов также экономят и на других вещах: на отпуске (48%), одежде и обуви (39%), развлечениях (38%) и т.д.

Наиболее ощутимым для россиян стал рост на овощи и фрукты (92%), мясо (91%) и услуги ЖКХ (89%).

То есть в целом можно сказать, что практически все россияне в той или иной степени прочувствовали на себе воздействие инфляции в этом году и были вынуждены изменить своё представление о разумности расходов на те или иные цели, сместив приоритеты в сторону действительно необходимых вещей. Есть даже такие, кто благодаря такому пересмотру ценностей находит возможность откладывать какие-то средства "на чёрный день", но таких всё же мало.

При этом бросается в глаза разница между изменениями структуры расходов россиян в целом и представителей так называемого "среднего класса". Создаётся ощущение, что люди, называющие себя средним классом, стали покупать больше тех товаров, на которых экономят все остальные, и из-за этого розничные сети умуждряются более или менее сохранять свои обороты. Хотя на самом деле это не так, просто структура расходов условного "среднего класса" изначально отличается от расходов менее обеспеченного большинства - как в процентном, так и в денежном выражении. И потому вырисовывается иллюзия того, что "средний класс" не попал под влияние инфляции.

Самые разные эксперты уже неоднократно говорили, что в ближайшие годы при сохранении имеющихся тенденций в экономике "средний класс" может "размыться", а затем и исчезнуть. Правда, причины этого называются разные. Одни говорят, что на фоне инфляции и снижения доходов представители этого слоя общества (в массе своей не связанного с реальным, т.е. производящим, сектором экономики) приблизятся в более "низким" группам и сольются с ними, а другие - что за счёт развития производства и других "реальных" отраслей и роста доходов занятого в них населения нижняя граница "среднего класса" будет размыта и в него вольются значительные человеческие массы. В принципе обе теории с той или иной долей вероятности имеют право на существование.

Что касается общей структуры расходов, то тут диапазон прогнозов тоже очень разнообразен - от выправления экономической ситуации и соответственно более свободного построения бюджета каждой семьи до возврата в "лихие годы" со скачущими ценами, карточной системой, дефицитом и жёсткой экономией средств даже на самом необходимом.

Что не так?

Tags: бюджет, деньги, исследование, потребление, социология, статистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments