Леонид Давыдов (davydov_index) wrote,
Леонид Давыдов
davydov_index

Category:

ЖКХ выведут в интернет

В Госдуме готовят законопроект о введении общественного контроля в сфере ЖКХ.

Николаева

Разработкой законопроекта о внесении поправок в ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (ГИС ЖКХ) занимается первый заместитель председателя думского комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. Проект предусматривает внедрение в ГИС ЖКХ механизмов общественного контроля. В частности, предполагается, что граждане смогут направлять в управляющие организации, ресурсоснабжающие организации и в органы власти обращения, ответы на которые будут в обязательном порядке размещаться в ГИС ЖКХ. Как сказала Николаева, это будет своеобразная интернет-приёмная, где в онлайн-режиме можно будет получить необходимую информацию и ответы на свои вопросы.

Как считает Николаева, принятие поправок создаст эффективный механизм защиты прав и законных интересов граждан и сделает их взаимодействие с органами власти более открытым и доступным: "Закон о ГИС ЖКХ мы приняли в прошлом году. Сейчас Минкомсвязи ведёт работу над самой системой, которую планируется ввести в эксплуатацию в ближайшие годы. Мы акцентировали внимание коллег на одной проблеме: дело в том, что в сложившейся практике процесс подачи жителями разного рода обращений в управляющие и ресурсоснабжающие организации нередко приводит к тому, что жалобы и просьбы жителей попросту игнорируются, а сам процесс взаимодействия намеренно усложняется."

Депутат отмечает, что в одном из последних опросов ВЦИОМа, посвящённом коррупции, россияне поставили ЖКХ на пятое место по поражённости коррупцией среди институтов власти. По её мнению, новый закон поможет принять меры, которые повлияют на улучшение мнения населения о системе ЖКХ.

Уже сейчас проект вызывает неоднозначную реакцию. Например, председатель Московского союза жилищных и жилищно-строительных кооперативов Валентин Григорьев считает, что предлагаемый Николаевой вариант решения проблемы не самый лучший: "В основном имеют время и желание писать обращения люди пенсионного возраста без юридического образования, они регулярно отправляют жалобы на шести листах, а организации ЖКХ пытаются успеть рассмотреть все заявления, к чему их обязывает закон. И, конечно, не всегда успевают. Поднимая вопрос о создании нового механизма взаимосвязи системы ЖКХ с потребителями, нужно понимать, что его создание может привести к дополнительным расходам: могут потребоваться новые работники и т.д. Эффективность этого решения пока неизвестна, а средства на реализацию идеи возьмут в конечном счёте из кошельков граждан."

Эксперт Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин отмечает, что предлагаемый комплекс мер только создаст ещё один канал обращений, но не поможет коренным образом изменить ситуацию: "Сегодня каналов обращений и так уже немало. Можно писать и президенту, и правительству, и в другие органы обращаться. Там уже существуют свои сроки ответа. Создание нового канала никак не повлияет на качество услуг или скорость их предоставления. Если управляющая компания плохо работает, но дружит с администрацией города, то она может позволить себе как угодно игнорировать потребителей, ведь альтернативы ей нет и не предвидится. Создание здоровой конкуренции в отрасли, возможность выбора для потребителя, в какой организации покупать услугу, — это единственное, что может сделать их зависимыми от потребителя, а значит, заставить общаться с людьми и проявлять уважение."

В самом деле, проект Николаевой по сути предлагает создать новый канал связи, который сложно назвать полноценным инструментом влияния на качество работы системы ЖКХ. Ведь даже в случае, если некая структура не ответит вовремя на обращение или "забудет" разместить ответ в ГИС — никаких последствий это не повлечёт. То есть по сути получится не диалог исполнителя с заказчиком, а самый что ни на есть "монолог" коммунальщиков, в котором они будут рапортовать, как всё (по их мнению) прекрасно. И потребители услуг, то есть обычные граждане, не получат никаких реальных рычагов влияния на ситуацию.

Но в одном всё же соглашусь: проблема чрезмерной "оторванности" структур ЖКХ от пользователей их услуг очевидна, и с этим надо что-то делать. Но не то, что предлагает Николаева.

Что не так?

Tags: Государственная Дума, ЖКХ, законодательная инициатива, интернет, контроль, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments