С удовольствием делюсь эксклюзивом, который публикуется впервые в этом блоге.

Итак, начинаем...
В этом году на плаву остались те производители, которые задолго до объявления курса на импортозамещение открыли свои заводы на территории РФ.
Производители автомобилей пытались зайти в Россию и без дополнительного приглашение еще в девяностые – можно вспомнить не самый удачный опыт создания сборочной площадки GM в Татарстане. Тогда елабужский Blazer не взлетел, GM ушел из России в первый раз.
Расцвет производственных площадок пришелся на середину нулевых, хотя отдельные заводы по отверточной сборке открывались и в начале первого десятилетия XXI века. Кризис 2008-го показал, что выгоднее быть ближе к попупателю: меньше валютных рисков, быстрее логистика, шире поддержка государства.
Так появились сразу несколько кластеров, которые мы условно назовем как группировки «Питерские», «Тольяттинские», «Нижегородские». Есть еще «Московские» и «Калининградские», но они в меньшинстве.
«Питерские»
Hyundai Solaris
Первенец альянса Hyundai-KIA в России. Под производство двух бюджетных седанов в питерских Шушарах отгрохали огромный завод, которые для корейцев стал шестой зарубежной площадкой.
Да, Hyundai и KIA собирались в России и ранее. Можно вспомнить таганрогский Accent или ижевские Spectra и Sorento. Но то была крупноузловая сборка (кузов+стекла+колеса+технические жидкости=автомобиль), а не полноценная. В Питере всё не так: сварка, окраска кузовов, по соседству – свой пул поставщиков компонентов.
Первым был Solaris, он же остается первым по сей день.
Причем буквально: из всех иномарок на отечественном рынке Hyundai Solaris самый эффективный и популярный. Что не удивительно: по балансу «цена/качество/оснащение/надежность»
Там же, в Шушарах, расположен российский завод Toyota. Самый скромный и самый маленький из имеющихся: до сегодняшнего дня проектная мощность была 50 000 шт/год, а собирали там на протяжении 10 лет всего одну модель – Camry. Причем, с довольно низким процентом локализации – отечественных компонентов в ней минимум до сих пор.
Производство: Санкт-Петербург, «Тойота Мотор Корпорэйшн»
В итоге Camry с большим опережением удирает от преследователей: питерской же Nissan Teana и всеволожского Ford Mondeo.
Ещё один большой игрок северного кластера – Nissan, на питерском заводе которого собираются Teana, Qashqai, X-Trail и Pathfinder. Недавно Nissan отметил юбилей – выпуск 200 000-го автомобиля. То есть, по факту, в среднем в год завод выдаёт 33 333 автомобиля. Итого, производственная мощность – втрое выше того, что завод выдает сейчас.
Производство: «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС»
Nissan Pathfinder
Ford падает третий год подряд, постоянно промахиваясь со стратегией и тактикой, задерживая выпуск новых моделей на непозволительные 2-3 года. Так и сейчас: обновленный Focus в Европе продается больше года, Mondeo в мире известен с 2012.
Питерский конвейер обе модели заняли только в 2015 году.
Ford Focus

Производство: Ford Sollers
Новый Mondeo шёл до России долгих 3 года. И пришёл уже морально устаревшим. Поэтому в статистике АЕБ новый Mondeo не фигурирует в принципе – видимо, его тираж существенно ниже 6 000 экземпляров за полгода.
Кластер в калужском Грабцево – один из самых внушительных в стране. Этакий «Российский Детройт»: производители пришли в чистое поле, расставили заводы, подтянули поставщиков, и теперь тут производится всё – от шин и дисков до чешского пива.
Площадка «Фольксвагена» - одна из самых старых в стране. Раньше тут собирали все – от «Румстеров» и «Туарегов» крупными узлами до «Поло седана» полным циклом.
Сейчас на конвейере три модели – два бюджетных седана/лифтбэка и один кроссовер. По соседству скоро вырастет завод двигателей – моторы 1,6 л отсюда разойдутся по Yeti, Octavia и Polo sedan.
Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus
Калужский Polo появился раньше, чем Rio и Solaris, но теперь проигрывает им по популярности вчистую. Если Solaris – это 53 тысячи штук за год, то Polo – чуть больше 20. Всё потому что Hyundai не жадничает с опциями, а VW накручивает за каждую мелочь пяток-десяток тысяч сверху. На днях будет рестайлинговая версия по новым ценам. Есть мнение, что отрыв Solaris/Rio вырастет еще больше.
Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus
У чешского «Рапида» та же проблема, что у Mondeo: мы ждали его слишком долго. Машина встала на конвейер как бы новой, а как бы уже и бывшей в употреблении.
Не добавляют популярности высокие цены базовые и еще более высокие – на дополнительное оборудование. Да, Rapid прекрасно едет и чудесно рулится, у него огромный багажник, и он весь такой солидный. Но через дорогу в ларьке стоит KIA Rio, который немногим хуже, а на сотню дешевле.
Соседний с VW завод рассчитан на тройничок: Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Там производятся два седана и два вседорожника. Ну, как «производятся». Завод все больше простаивает из-за низкого спроса, Peugeot и Citroen пытаются стимулировать клиентов скидками, но как-то безуспешно. Продажи по-прежнему колеблются на уровне статистической погрешности.
Производство: Калуга, ПСМА Рус
Разработанный изначально для китайского рынка, C4 Sedan пришелся впору и нашему: мягкий пластик, французский шик, шикарная шумоизоляция, мягкая подвеска. Но один просчет PSA губит всё: время седанов С-класса на нашем рынке прошло. Рынок хочет кроссовер. Желательно, маленький. И подешевле.
После бесславной кончины Volga Siber, Бу Андерссон (тот самый!) волевым решением признал легковое производство собственных моделей ГАЗ нецелесообразным и раздал конвейер тем, кто в этом что-то понимает. Так на берега Волги пришли VAG.
Еще один очень старый завод, который ранее был известен как «Автофрамос», а теперь зовется «Renault Россия». Фактически, там собирается только две модели – Duster и его близнец Terrano. Крупноузловым методом пока что делают Fluence, доделывают из складских запасов частей старые Logan и Sandero.
Duster намедни пережил рестайлинг, но почти не подорожал. Хотя топовые комплектации перебрались за критически важную отметку в 918 000 рублей. Тем не менее, он популярнее других отечественных Renault – Logan и Sandero. Если кроссовер расходится тиражом в 20 305 шт за полгода, то хетчбэк – 13 468 шт.
Самый-самый старый кластер, если считать от всесоюзной стройки ВАЗа. Теперь АвтоВАЗ – часть альянса Renault-Nissan, поэтому альянс может им невозбранно пользоваться. По соседству с основной веткой, где идут Lada 4x4, Granta и Kalina, есть конвейер под сборку машин на платформе В0. Часть – под собственным именем Lada, часть – Renault и Nissan.
По сути, из одних компонентов в Тольятти собирают аж 6 моделей: Granta/Kalina и близнецы Datsun on-Do и mi-Do, а также Lada Largus/Renault Logan, Sandero/Nissan Almera, представляющие собой, по сути, вариацию одной и той же машины, но в разных типах кузова.
Старый-добрый Renault Logan MCV в тольяттинской упаковке. Первый опыт производства машин на платформе В0 – и опыт удачный. Largus по продажам опережает оригинальные ВАЗовские модели: Largus самую малость уступает по популярности «Калине» и превосходит «Приору» во всех типах кузова. После пришествия Бу Андерссона машина получила эксклюзивную версию Cross – с защитным пластиком а-ля кроссовер.
Nissan Almera
Производство: АвтоВАЗ
Renault Logan/Sandero
После смены поколения семейство Logan переехало из Москвы в Тольятти, оставив конвейер «Дастеру» и «Террано». Прошлое поколение седана и хэтча по-прежнему в строю, но до конца 2015 уйдут в прошлое.
Chevrolet Niva
Многострадальный проект и такой же страдающий завод. Некогда Niva была проектом АвтоВАЗа и звалась ВАЗ 2123. Потом её увидели американцы, смекнули, что будет успех, вступили в совместное производство с АвтоВАЗом и открыли площадку. Одно время на том же заводе собирали старый Opel Astra под именем Chevrolet Viva, но со временем Niva заняла весь конвейер.
Популярность модели падает год от года, смены ждать не стоит. На прошлогоднем Московском автосалоне СП показало Niva II поколения, а потом грянул кризис, американцы ушли с нашего рынка, и GM-Avtovaz остался в подвешенном состоянии. Развитие заморожено, работы над второй «Шеви Нивой» тоже. Что дальше будет — неизвестно.
На этом мы наш обзор закругляем. Да, в России собирают еще и BMW с KIA (Калининградский «Автотор»), но масштабы не те, да и сборка крупноузловая и настолько условная, что говорить о ней, как о производстве, несколько громко.
А о грустном не будем. Остановимся на ТОП-22.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →