Previous Entry Поделитесь Next Entry
МВД против штрафов
МВД предложило регионам не закладывать в бюджеты доходы от штрафов за нарушение ПДД.

МВД

В связи с этим ведомство начало разработку поправок к постановлению №574, в котором содержится методика прогнозирования поступлений в бюджеты. В действующей редакции документа говорится, что при расчете "прочих доходов" в бюджет учитывается в том числе "количество правонарушений" в случаях, если размер платежа зафиксирован, напоминает "КоммерсантЪ".

Однако в МВД считают, что такой подход более нецелесообразен. Во-первых, он фактически возвращает "палочную систему", когда показатели по нарушениям приходится подгонять под запланированные нормативы. Во-вторых, не по всем правонарушениям выносятся штрафы в качестве наказания. Периодически их заменяют на аресты, лишения водительских прав, а, если возникает штрафная вилка, назначают минимальное взыскание. Кроме того, значительная часть штрафов оплачивается с 50-процентной скидкой в первые 20 дней после их вынесения. На основании этого прогнозировать возможные поступления от штрафов не представляется возможным, подчеркивают в министерстве.

Каким образом предлагается изменить методику, в уведомлении не сообщается, однако проблема, обозначенная силовым ведомством, обсуждается уже несколько лет. В последние годы отмечен лавинообразный рост числа установленных на дорогах средств видеофиксации (сейчас их около 13 тыс.), что привело к росту числа вынесенных штрафов.

В 2016 г. по данным с комплексов вынесено более 61 млн постановлений, на 22% больше, чем годом ранее, и одновременно более 70% вообще всех штрафов в отношении водителей. В целом же, по данным Счетной палаты России, в 2015-2016 годах ГИБДД вынесла 16,2 млн постановлений на сумму 146,9 млрд руб., из них исполнено 73,1%.

При этом еще в 2014 г. Генпрокуратура РФ отмечала, что зачастую применение камер нацелено "не на предупреждение и пресечение нарушений ПДД, а на пополнение региональных бюджетов", а в Счетной палате заявляли о низком качестве прогнозирования доходов бюджетов и бюджетной системы в территориальных органах МВД.

"В результате органы власти кровно заинтересованы в том, чтобы назначить больше штрафов. Камеры из средства профилактики правонарушений превратились в инструмент зарабатывания денег," — констатирует первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.

На сегодняшний день лидером по объему денег, собранных в бюджет от уплаты штрафов, является Москва: в 2015 г. поступления составили 11,3 млрд рублей, а в 2016 г. — уже 13,1 млрд рублей. Объем выданных предписаний связан с огромным количеством автомобилей, передвигающихся по столице (около 4,5 млн), а также большим числом камер, установленных на дорогах (около 1500). За восемь месяцев 2017 г. автовладельцы Москвы получили 18,1 млн уведомлений о наложении штрафов, что на 80% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Неудивительно, что столичные власти выступают за сохранение действующего порядка прогнозирования поступлений.

"Реализация указанного порядка прогнозирования поступления штрафов требует соответствующей организации внутреннего учета у МВД. Иные способы прогнозирования не позволяют учитывать особенности поступления штрафов в прогнозируемом периоде — например, установку новых комплексов видеофиксации правонарушений, увеличение личного состава инспекторов, изменение порядка уплаты штрафов," — заявляют в департаменте финансов Москвы.

Директор департамента экономического развития Фонда регионального развития Иркутской области Дмитрий Савельев отмечает, что местные бюджеты фактически уже давно "отлучены" от штрафов: "Муниципалитеты давно уже отучены получать доходы за штрафы ПДД. Это длится уже не первый год. Даже технически невозможно наполнить бюджеты районов, муниципальных округов поступлениями от штрафов. Выписываются квитанции на счет областного бюджета вне зависимости от того, где совершено нарушение ПДД. Далее никто этим "расщеплением" не занимается. Все поступает в областной бюджет. <...>
Думаю, сейчас сложившуюся практику просто подводят под легализацию, закрепляя законодательно. Вот и все. Мне кажется, это еще один шаг к тому, чтобы лишить муниципалитеты собственного бюджета."


Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин критически относится к инициативе МВД. По его мнению, это спровоцирует ухудшение статистики по ДТП в регионах: "Доля штрафов за нарушение ПДД в общем бюджете региона совсем невелика. <...> Поэтому с финансовой точки зрения это небольшая потеря. Но для всей экономики, для нормальной организации дорожного движения это будет серьезная проблема.
Установка камеры влияет на снижение скорости. Что, соответственно, влияет на снижение смертности и сокращение количества ДТП, по которым мы, к сожалению, лидируем среди европейских стран. <...> Насколько я понимаю, МВД прогнозировало рост количества ДТП до 2022 года из-за повышения уровня автомобилизации. В связи с этим я бы, наоборот, максимально поощрял регионы к установке камер и увеличению расходов на эти цели. <...> И установка камер, и оплата штрафов должны находиться в ведении регионов. Поэтому я инициативу МВД не поддерживаю. Их понять можно. Любое ведомство хочет централизовать ресурсы и поднять уровень своей значимости. Но в целом для экономики регионов будет гораздо лучше, если эти полномочия останутся у них."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Последние записи в журнале


(Удалённый комментарий)
Как же бюджет без штрафов? Он, бедняжечка, в последнее время и жив, благодаря им.)

?

Log in

No account? Create an account