Previous Entry Поделитесь Next Entry
Регионам добавили
Правительство выделит дополнительные средства на кредитную поддержку региональных бюджетов в 2017 году.

Рег1

Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил на прошедшем вчера совещании, на котором обсуждались расходы федерального бюджета на 2018 и на плановый период 2019-2020 гг., в том числе в части обеспечения программ развития регионов.

Он заявил, что соответствующее распоряжение уже подписано: "Существенно, то есть почти в полтора раза, будет увеличена общая сумма кредитной поддержки региональных бюджетов в 2017 году за счёт федеральных средств. <...> К запланированным на этот год 200 млрд рублей мы дополнительно выделим ещё 91 млрд."

Напомним, выделение регионам бюджетных кредитов по символической ставке 0,1% годовых началось в 2014 году. Предполагается, что эти кредиты позволят снизить долговую нагрузку на региональные бюджеты и благодаря замещению коммерческих долгов государственными пустить высвобождающиеся из-за разницы в процентных ставках средства на покрытие задолженностей. В целом эта программа рассчитана на период с 2014 по 2019 годы. В 2014-м году на поддержку регионов выделили 230 млрд, в 2015-16-м — по 310 млрд, в 2017-18-м — по 200 млрд и на 2019-й пока запланировано 50 млрд.

Стоит отметить, что поставленные в 2014-м году задачи уже выполняются. Так, по данным, которые весной опубликовало "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА), к концу 2016 года задолженность регионов перед федеральным бюджетом впервые превысила сумму их коммерческих долгов (обязательства перед банками, держателями облигаций и т.д.). Более того, агентство спрогнозировало изменение пропорций выданных и возвращённых в бюджет кредитов уже в 2017 году. Если в 2014-2016 годах регионы получали больше, чем платили, то в этом году при запланированной изначально сумме поддержки 200 млрд рублей ожидается получение платежей по ранее выданным кредитам в размере 230-240 млрд. На последующие годы АКРА предсказало ещё более существенный плюс: в 2018 году — 130 млрд, в 2019-м — 150 млрд. Правда, при условии, если ничего не изменится, т.е. если не будет принято решение о реструктуризации долга отдельных регионов или не будет увеличения финансирования программы. Теперь же, после озвученной Медведевым "добавки" в 91 млрд, переход к положительному балансу откладывается на следующий год — если, конечно, в 2018-м не последует новое дополнительное вливание.

Но в этой истории есть и риски. По мнению экспертов агентства S&P Global Ratings, ожидаемое снижение сумм, выделяемых на льготные кредиты, в совокупности с необходимостью выплат по более ранним траншам может спровоцировать рост коммерческих заимствований на погашение и обслуживание долгов регионов. Эксперты считают, что уже к концу 2018 года примерно у четверти субъектов федерации сумма ежегодных расходов, связанных с кредитами — как льготными, так и коммерческими — может составить около 30% доходов региональных бюджетов. Они называют это одним из признаков приближения дефолта. Но с этим предположением не все соглашаются. Например, в том же АКРА говорят, что регионы могут избежать преддефолтного состояния, если обратят внимание на такой инструмент привлечения средств, как выпуск ценных бумаг, в частности облигаций. По их мнению, выпуск "длинных" облигаций позволит сэкономить до 2-3% от суммы ежегодных расходов по сравнению со стоимостью обслуживания кредитов.

Предприниматель, независимый финансовый советник, член Общественной палаты Ярославской области Кирилл Прядухин не считает, что дополнительные кредиты способны изменить ситуацию в регионах: "Для поддержки регионов основным критерием должно стать не вливание денег, а составление законопроекта о налоговом послаблении. Именно эта мера лучше всего позволит максимально развиваться региону, а если из 91 млрд рублей каждый субъект РФ получит по 1 млрд или чуть больше на поддержку местных бюджетов — это никак существенно не изменит ситуацию. <...> Было бы лучше, если бы помощь была точечной, было бы так называемое проектное планирование. Например, каждый год вкладывать по одному миллиарду рублей конкретно в сельское хозяйство, либо миллиард в малый бизнес. Такой подход был бы наиболее разумным."

Исполнительный директор регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Калмыкия Вячеслав Санкуев также скептически смотрит на перспективы кредитной поддержки, считая, что всё зависит от того, куда направят эти средства: "Я не верю, что направляемые в региональные бюджеты средства сильно повлияют на инвестиционный климат в субъектах. Однако если бы из 91 млрд рублей будет возможно было выделить часть на дотацию тарифов по коммунальным платежам для предпринимателей, то помощь оказалась бы существенной. <...> Если на 85 регионов раскидать 91 млрд и в Калмыкию попадёт 400-500 млн, то помощь будет большая, потому что этих денег хватит для того, чтобы субсидировать тарифы. Даже небольшое увеличение кредитной поддержки станет подспорьем имеющимся предприятиям и, возможно, подтолкнёт к открытию новых."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account