Previous Entry Поделитесь Next Entry
Госзакупки: что не так. Версия Кудрина
Эксперты ЦСР под руководством Алексея Кудрина продолжают понемногу рассказывать о необходимых, по их мнению, реформах в различных сферах. На этот раз рассказали про госзакупки.

ЦСР

Вчера ЦСР представил доклад "Госзакупки. Какой должна быть контрактная система", посвящённый имеющимся в обозначенной сфере проблемам и путям их решения. По мнению экспертов, на этом рынке, который охватывает 37% ВВП (по данным МЭР и Минфина, ежегодная стоимость всех госзакупок и закупок госкомпаний составляет порядка 31,3 трлн рублей), непрерывно снижается конкуренция: в 2015-2016 годах неконкурентные закупки составили 60% от общего объёма. При этом часть из оставшихся 40% закупок можно назвать конкурентными лишь условно, т.к. в последние годы заметно увеличилось число легальных способов обхода конкуренции.

"Ъ отмечает", что по сути авторы доклада не поднимают вопрос о радикальной реформе системы госзакупок, подавая имеющуюся систему регулирования этой сферы как данность, и сосредотачиваются на способах её "тонкой настройки". Они отмечают, что эта система сложилась достаточно стихийно, она несовершенная и никак не связана с системой "электронного бюджета" и казначейской платёжной системой, которые сейчас формируются. Также в ней отсутствуют такие элементы, как регламент планирования госзакупок в рамках госпрограмм и инвестпрограмм монополий.

Собственно предложений о реформах в системе госзакупок доклад почти не содержит. Его авторы поддерживают инициативу ФАС и Минфина о создании внутри системы "электронных магазинов" для проведения небольших типовых госзакупок, которые составляют 5-7% от госзаказа, по упрощённой схеме (при оформлении таких закупок по стандартной процедуре зачастую оформление обходится дороже приобретаемых товаров). По их мнению, это позволит повысить конкурентность закупок. Поддержали в ЦСР и предложение правительства о создании системы учёта репутации поставщиков, но несколько в ином ключе: если в правительстве это хотят сделать для недопуска недобросовестных поставщиков, то эксперты Кудрина предлагают использовать такую систему для предоставления добросовестным поставщикам льгот — например, освобождения их от предоставления гарантий.

В ЦСР обратили внимание на высокую монополизацию госзакупок: 80% закупок объявляют 2,6% заказчиков, при этом 80% выделяемых по контрактам государственных средств получают всего 3,5% поставщиков. Такие категории закупок ЦСР предлагает выделить в отдельную категорию, начав "профессионализацию поставщиков", включающую их предварительную квалификацию для допуска к участию в закупках по слодным услугам и работам. Отмечая, что правило низкой цены (т.е. победителем признаётся предложивший минимальную цену участник) влияет на повышение общего ценового фона, эксперты предлагают отказаться от указания стартовой цены контрактов, ввести более свободную их форму и допустить включение в процедуру переговоров заказчика с поставщиками, вплоть до создания совместных "проектных офисов" по реализации контрактов.

Ещё одно предложение ЦСР касается порядка разрешения спорных ситуаций между заказчиками и поставщиками. Сейчас эти полномочия возложены на ФАС. Авторы доклада считают, что такие вопросы должна решать "независимая апелляционная структура" — именно ей предлагают передать полномочия по разрешению споров, оставив антимонопольному ведомству только обязанности по контролю за соблюдением законодательства. "Ъ" отмечает, что подобные предложения уже озвучивались и после рассмотрения в ФАС и Минэкономразвития были признаны коррупциогенными.

В ЦСР подчёркивают, что в топ-5 госкомпаний по объёмам госзакупок с учётом аффилированных структур входят "Газпром" (4,3 трлн руб.), "Роснефть" (3,05 трлн), "Росатом" (1,37 трлн), РЖД (0,82 трлн) и "Башнефть" (0,61 трлн), и призывают пересмотреть подход к оценке этой сферы, обращая внимание не только на выявление неконкурентных закупок (по данным Минфина, 94% закупок госкомпаний сейчас проводится на неконкурентной основе), но и на оценку лучших практик, существующих в законожательстве, и поиск инноваций.

Председатель правления "Тверского делового клуба" Алексей Моторкин склонен отчасти согласиться с докладом ЦСР: "Действительно, систему госзакупок нужно воспринимать как данность, и в этой части доклада я с Кудриным согласен. Однако дорабатывать эту процедуру нужно. <...> Полагаю, что система госзакупок несовершенна. Есть различные пути решения этой проблемы. <...> В ходе электронных торгов и аукционов не всегда выигрывают компании, поставляющие качественную продукцию. Это ведёт к тому, что предприятия и организации теряют деньги. <...>
Одной из причин перехода к системе госзакупок была борьба коррупцией. <...> Если каждый раз думать, что во всех закупках присутствует коррупционный интерес, то ничего хорошего не будет. Коррупция искореняется открытой информацией по всем сделкам."


Бывший заместитель главы администрации Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию Дмитрий Космин считает, что единственная действительно необходимая доработка — отказ от приоритета низкой цены при выборе поставщика: "Одним из главных несовершенств в процедуре госзакупок является то, что основным критерием является цена. В связи с этим качественные характеристики имеют маленький вес и выиграть аукцион может фирма-однодневка, предлагающая самую низкую цену. <...> Систему госзакупок совершенствовать нужно именно за счёт того, что цена не будет являться первым и решающим аргументом в выигрыше компании, которая будет оказывать услуги. Во всём остальном процедура госзакупок отлажена."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account