Previous Entry Поделитесь Next Entry
Национальная политика: провал?
Российские чиновники признали неудовлетворительным качество своей работы в сфере национальной политики.

Нацполитика

Как сообщила на прошедшем в Совете Федерации семинаре-совещании, посвящённом реализации государственной национальной политики, директор Института этнологии и антропологии РАН Марина Мартынова, в рамках проведённого её институтом исследования представители государственных органов власти и органов местного самоуправления оценили эффективность своей деятельности в этом направлении соответственно на 1,5 и 1,1 балла по 5-балльной системе. Оценка, которую ставят себе все органы власти вместе с общественными организациями — 2,5 балла. При этом свои усилия в части гармонизации межнациональных отношений чиновники оценивают относительно выше: представители муниципалитетов поставили себе 1,25 балла, а сотрудники органов госвласти — 1,6 балла.

Среди причин, оказавших негативное влияние на реализацию нацполитики, авторы исследования называют низкую квалификацию специалистов, слабый финансовый и организационный ресурс муниципалитетов, отсутствие просветительской работы с молодёжью и реальных контактов с этническими и религиозными организациями. Из-за этого, по их мнению, деятельность муниципалитетов в этом направлении часто носит сугубо декларативный характер. По словам Мартыновой, это означает, что "на уровне муниципалитетов мало или вообще не применяются меры по обеспечению прогнозирования возможных предконфликтных ситуаций".

Проблемы в реализации национальной политики зафиксировали и в Генеральной прокуратуре. Как сообщила старший прокурор Татьяна Лазарева, только в 2016 году органам власти было вынесено свыше 11 тысяч представлений о ненадлежащем исполнении полномочий в этой сфере. Как минимум две трети этих представлений получили органы МСУ. Лазарева отметила, что из-за размытости положений, определяющих полномочия органов местного самоуправления в части реализации нацполитики, прокуратуре приходится при оценке их работы исходить из результата, т.е. наличия либо отсутствия межнациональных конфликтов.

В профильном ведомстве — Агентстве по делам национальностей (ФАДН) — наличие проблем признают. Заместитель главы ФАДН Андрей Меженько заявил, что исправить ситуацию можно, создав советы национальностей, рабочие группы, консультативно-экспертные советы. По его мнению, в муниципалитетах должны быть определены сотрудники, которым вменили бы в обязанность работу в сфере нацполитики и взаимодействие с некоммерческими организациями, диаспорами, мигрантами и т.д. По словам Меженько, далеко не вовсех муниципалитетах разработаны программы по реализации нацполитики, в основу которых должны лечь аналогичные региональные программы. Он подчеркнул, что ФАДН рекомендовало регионам разработать стратегии реализации госнацполитики ещё два года назад, но к настоящему моменту они разработаны только в 36 субъектах федерации. Программы и подпрограммы регулирования межнациональных отношений есть тоже не везде — их приняли только 77 регионов. Другой причиной низкого качества работы муниципалитетов Меженько назвал их неготовность к критическим ситуациям и неумение их прогнозировать — в этом случае, отметил чиновник, может помочь разработанная и внедрённая агентством единая система мониторинга ситуации в регионах, к которой сейчас подключены все субъекты федерации.

Как считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению Игорь Шпектор, одна из причин проблем муниципалитетов — размытость их полномочий в сфере реализации нацполитики и отсутствие финансирования этой сферы. По его словам, муниципалитеты в состоянии исправить ситуацию самостоятельно, нужно только "им чётко определить полномочия и дать деньги". Шпектор отдельно подчеркнул важность целевого выделения средств: "Сегодня в муниципальных бюджетах, например на Камчатке, вообще нет такой строки — национальная политика."

Директор Института изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений Валерий Энгель отметил важность контроля за работой органов власти и муниципалитетов в сфере нацполитики. Но сначала, заявил он, нужно не только конкретизировать полномочия и выделить средства, но и решить главный вопрос и определить, "что такое нация, каким национальным государством мы хотим видеть Россию, какая идея нас объединяет".

В общем, безрадостная получается картина. Реализация нацполитики по сути если не провалена, то на грани этого состояния. И это признают все — и разработчики регламентирующих это направление документов, и власти, и сами чиновники. И даже называют причины, которые к такому положению дел привели, и возможные пути выхода из сложившейся ситуации. И даже не так важно, почему эти очевидные в общем-то вопросы неконкретности полномочий и отсутствия финансирования подняли только сейчас. Вопрос скорее в том, получится ли что-то исправить предложенными способами.

О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из неё рассуждает кандидат исторических наук, заместитель секретаря регионального отделения партии "Единая Россия" в Республике Калмыкия Олег Северцев: "Если же говорить об уровне той работы, которая проводится у нас в регионе, в 14 муниципалитетах, то можно отметить, что в Калмыкии в этом направлении деятельность ведётся. Если бы она была подкреплена целевыми деньгами напрямую, результат был бы лучше. При этом должна осуществляться федеральная координация. Чтобы не получилось так, кто в лес, кто по дрова, должна быть единая линия формирования и реализации нацполитики, которая должна реализовываться на местах с учётом местных особенностей. Есть регионы относительно мононациональные, там должна быть одна программа работы, а в многонациональных регионах — другая. <...> Если же данная работа будет строиться не на голом энтузиазме, а подкрепится финансами и нормативными документами, то результат будет лучше. Нужны средства на развитие Домов Дружбы в регионах, на издание литературы, на проведение мероприятий. Было бы не плохо, если бы государство выделяло деньги на развитие этого направления."

Ректор Института развития образования, член Общественной палаты Удмуртской Республики, член регионального штаба Общероссийского народного фронта Владимир Байметов считает, что не стоит делать поспешные выводы на основании оценок, которые чиновники сами себе поставили: "В том, что чиновники низко оценили свою работу в сфере межнациональных отношений, сработал некий перестраховочный механизм. Поскольку в последнее время запустили процедуру независимой оценки в разных сферах, в первую очередь в сфере оказания социальных услуг, чиновники опасаются такой ситуации, что они поставят себе высокую оценку, а потом произойдёт какой-нибудь инцидент. В этой связи у чиновников сработал охранительно-перестраховочный рефлекс критичного оценивания себя."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Источник: Национальной политикой руководят двоечники

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account