Previous Entry Поделитесь Next Entry
Реформа МСУ: с кем посоветуется президент
Владимир Путин утвердил новый состав Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ.

МСУ

Как следует из текста опубликованного вчера, 29 марта, на официальном портале правовой информации указа, состав совета изменился практически полностью. Если не считать того, что председателем совета и его заместителем по-прежнему остались Владимир Путин и Дмитрий Медведев, в список членов вошли только 4 человека из прежнего состава: в федеральной части — вице-премьер Дмитрий Козак и глава Конгресса муниципальных образований, депутат Госдумы Виктор Кидяев, в муниципальной — глава Пскова Иван Цецерский и глава Красноярска Эдхам Акбулатов. Региональная часть совета сменилась на 100%.

Помимо уже названных людей в федеральную часть нового состава совета вошли: глава АП Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, глава комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (ЛДПР), а также несколько министров: Александр Коновалов (Минюст), Антон Силуанов (Минфин), Максим Орешкин (Минэкономразвития) и Михаил Мень (Минстрой) и представители экспертного сообщества.

В региональной части совета — главы регионов, председатели государственных органов власти и т.д. В муниципальную часть вошли мэры городов и главы городских округов и муниципальных районов, в т.ч. Ирек Ялалов (Уфа) и Александр Иванов (Калуга).

Вот что говорит о приоритетах в работе нового состава совета глава Пскова Иван Цецерский: "Важная для нас задача — это обеспеченность финансовыми ресурсами полномочий местного значения. Предстоит работать над межбюджетными отношениями. <...> Местные власти — самая близкая к жителю власть, поэтому президент Путин требует повышения ответственности за работу муниципальных чиновников."

Комментируя появление в составе совета четырёх федеральных министров, сенатор Дмитрий Азаров поясняет: "Это было необходимо, ведь очень многие вопросы, которые поднимают муниципалитеты, касаются и межбюджетных отношений, доходов территорий." По его словам, основным направлением работы совета станет продолжение реформы муниципального самоуправления.

В тот же день, 29 марта, Совет Федерации большинством голосов (140 из 150 присутствовавших сенаторов) одобрил принятый ранее Госдумой правительственный пакет поправок в законодательство об МСУ. Эти поправки дают руководителям регионов право самостоятельно проводить "укрупнение" районов и их преобразование в городские округа. Ъ отмечает, что поправки были приняты исключительно голосами фракции "Единая Россия": 102 депутата, представляющих оппозиционные партии, голосовали против законопроекта. Муниципальные депутаты Московской области обратились к главе государства с просьбой не подписывать закон и наложить на него президентское вето.

В Совете Федерации поправки тоже проходили "с боем". По словам сенатора Вадима Катанандова, члены Совфеда "не были готовы принять закон": "Мы серьёзно обсуждали его в Совете федерации, профессиональной среде, в комитете." Выступающий против поддержки закона сенатор Вячеслав Мархаев (Иркутская область) заявил, что в таком виде этот документ "ухудшит управление, потому что интересы составляющих городской округ поселений не будут в нём представлены".

В общем, противостояние вокруг реформы системы МСУ продолжается. И чью сторону займёт президентский совет в его новой версии — пока неясно.

Политолог, председатель Общероссийской общественной организации "Реформы — Новый Курс" Сергей Журавский высоко оценивает полномочия совета в части решения проблем в сфере МСУ: "Реформа МСУ двигается по стране, и проходит она достаточно тяжело. Зачастую она наталкивается на самые серьёзные сопротивления депутатов нижнего уровня (сельских и городских советов). В своём большинстве люди не понимают цели и задачи этой реформы. <...> Видимо, чтобы пресечь разговоры о нарушениях, самым внимательным образом разобраться в теме местного самоуправления и внести в неё коррективы, президент сам решил возглавить данный совет. <...> В предвыборный год лишние волнения и напряжение в обществе не нужно. Важно снимать народное беспокойство по вопросу укрупнения территорий и решать все острые вопросы посредством дискуссий и обсуждений."

Политолог, доктор политических наук, глава Института политического анализа и стратегий Дмитрий Нечаев рассуждает о сложившейся в сфере МСУ ситуации: "Два с половиной года назад я был руководителем коллектива, который на основании президентского гранта разрабатывал проблему местного самоуправления. Мы озадачивались вопросами распределения полномочий и финансирования. В ходе глубокого исследования данной проблематики был сделан вывод, что органы МСУ являются одними из самых забитых политических институтов современной России. <...> Понятно, что в регионах местные самоуправления функционируют по-разному, но в целом для этого института характерно нечто общее. <...> То, что президент возглавил совет, означает, что должен быть реальный механизм — система обратной связи между властью и обществом. Кому, как не органам местного самоуправления, быть такой структурой, которая будет выстраивать систему обратной связи. <...> Структуры местного самоуправления должны сканировать настроения населения и реагировать на них. <...> Органам МСУ необходима финансовая основа. У местного самоуправления уже есть много полномочий, но они не подкреплены материально. Мне представляется, что президент имел в виду, что если есть полномочия, то надо что-то сделать для подкрепления власти финансовыми вливаниями, а для этого должна быть изменена система межбюджетных отношений. Также органам МСУ необходима определённая свобода действий. В разных регионах есть разные тренды. Есть тренд централизации и децентрализации. <...> В этой связи мне кажется, что президент за счёт переформатирования Совета попробует поднять ту позитивную практику, которая может быть в различных успешных регионах, где органы МСУ реально влияют, работают и имеют определённый политический вес. Эти практики должны быть тиражированы. Я полагаю, что задач у совета много, но два ключевых направления я отметил. Это финансовое обеспечение полномочий органов МСУ и осуществление реального общественного и политического влияния, при котором органы МСУ действительно бы смогли не только контактировать с гражданами, не только сканировать их настроения, но и обеспечивали взаимодействие между властью и обществом."

Политолог, кандидат философских наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского Владимир Горбачёв также говорит о необходимости смены подхода к финансированию МСУ: "Формально муниципальная реформа на низовом уровне в общем-то осуществилась. <...> Формально это всё произошло, а фактически — мне кажется, что муниципальная реформа в каких-то точках не прошла должным образом. Дело в том, что на органы местного самоуправления, особенно на низовом уровне, в сельских поселениях и деревнях, с каждым годом федеральный центр возлагал огромную массу полномочий, при этом должного финансирования не происходило. В результате возникло сильное глубокое несоответствие между формальной юридической стороной дела и фактической, то есть теми результатами, которые мы сегодня имеем. В настоящее время МСУ буквально задыхается от дефицита ресурсов, особенно остро это чувствуется в сельской местности. Драма местного самоуправления усугубляется тем,что большинство регионов в нашей стране — дотационные, то есть не самодостаточные. <...> Прежде всего надо менять бюджетные взаимоотношения между федеральным центром и регионами РФ. Здесь нужен системный подход, иначе муниципальная реформа в нашей стране сможет забуксовать в каких-то точках. <...> Россия сильна регионами, которые питаются низовыми структурами. Особенно я переживаю за сельскую часть нашего общества, которой нужно помогать."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Путин возглавил Совет по развитию местного самоуправления
Местной реформой займется новый состав президентского совета
Путин обновил президентский совет по местному самоуправлению
«Задача Совета по местному самоуправлению — межбюджетные отношения»

Последние записи в журнале

  • Госдолг: регионы уходят в минус

    Несмотря на общую тенденцию к снижению объема государственного долга регионов, наиболее проблемные регионы так и не могут справиться с долговой…

  • Выборы-2018. Ожидания. Татарстан

    Продолжаем обсуждать с экспертами возможный уровень явки избирателей на выборы президента в марте 2018 года в российских регионах. Сегодня говорим о…

  • Реновация. Вторая волна грядет

    Сергей Собянин не исключил запуск второй волны программы реновации в Москве. Такое заявление мэр Москвы сделал, выступая в Российском…

  • Сельские депутаты уйдут в тень?

    "Единая Россия" решает, стоит ли избавить сельских депутатов от необходимости подавать декларации о доходах. С таким предложением…

  • Выборы-2018. Ожидания. Самара

    Продолжаем собирать мнения экспертов о том, какой может оказаться явка избирателей на президентских выборах 2018 года в регионах России. Сегодня…

  • "Яблоко". Москва. Митрохин под угрозой?

    Федеральное бюро "Яблока" приняло в партию сразу 39 сторонников главы штаба "Объединенных демократов" Максима Каца. Ранее он…


?

Log in

No account? Create an account